Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обороты двигателя и особенности езды

Обороты двигателя и особенности езды

Настоящее мастерство водителя проявляется не только в умении лихо вывернуться в критической ситуации на дороге или ювелирно припарковаться в проблемном месте. «Золотые руки» водителя проявляются, прежде всего, в умении правильно эксплуатировать машину, относясь к ней как к живому существу.

Навык правильной эксплуатации автомобиля приобретается с годами, через 15-20 лет переходит на уровень интуитивного восприятия ситуации. Но даже водительский стаж не гарантирует правильного и грамотного отношения к технике, особенно если пришлось пересаживаться с одного типа авто на другой.

Двигатели советских машин 70-80 годов прошлого века проектировались и строились на основе западных прототипов, как правило, немецких, американских или итальянских. Дальнейшее развитие двигателей советского автопрома было сведено к их модернизации.

Низкооборотные двигатели проектировались для сжигания дешевого и низкокачественного бензина, который просто не мог сжигаться эффективно в других условиях. Сейчас низкооборотные схемы тоже проектируются и реализуются (уже в дизельном варианте) для эффективного сжигания тяжелого солярового топлива, возможности получения при этом более высокого КПД и огромного крутящего момента. Карбюраторные схемы питания не могут обеспечить необходимое качество смесеобразования горючего и воздуха, что неизбежно отражается на мощности двигателя.

Эффективное сгорание топливной смеси на высоких оборотах требовало специальной системы ее дозировки и распыления, так как цикловая подача была значительно меньше и требовала точного выдерживания расчетных параметров.

Реализация высокооборотных вариантов вызывала определенные трудности, связанные с обеспечением необходимого ресурса цилиндро-поршневой группы деталей и применением высокоэффективных смазочных масел .

Появление новых материалов и технологий позволило реализовать конструкторские решения с небывало высокими характеристиками.

На сегодняшний день низкооборотные двигатели практически утратили свое коммерческое значение, они уступают высокооборотным в приёмистости, удельной мощности, топливной экономичности. При одинаковом рабочем объеме мощность высокооборотного современного двигателя значительно выше, чем низкооборотного.

В настоящее время сохраняется тенденция уменьшения литража рабочего объема движка. Агрегат в 1.5 литра мог стоять на заурядной 73-сильной версии «Жигулей», не отличающихся «звериным норовом» и динамикой, а сегодня двигатель такого же объема может легко выдать под 200 лошадиных сил и устанавливаться на полуспортивной модели городского «японца» или «корейца».

Технический обзор

Эффективный диапазон оборотов для низкооборотного двигателя составляет 1800-2500 оборотов. При этом бензиновый и дизельный варианты очень похожи в эксплуатации: они не любят постоянных перегазовок и переключения скоростей передач. Для дизеля такой режим означает неполное сгорание топлива и коксование форсунок, а для бензинового двигателя — высокий расход топлива. В конструкции таких «монстров» шатун развивает очень высокое усилие на вкладыши коленчатого вала. Для предотвращения разрушения подшипников скольжения в конструкции двигателя авторами предусмотрен повышенный расход моторного масла, что приводит к дополнительным потерям в приводе масляного насоса. Такие двигатели могут работать на низких и высоких оборотах, но экономичными будут только в очень малом диапазоне, примерно 2000-2300 об/м. Их использование еще можно оправдать в тяжелом грузовом транспорте, но в легковом автомобиле это анахронизм.

Высокооборотный двигатель имеет массу преимуществ по сравнению с низкооборотным. Он более динамичен, является более приёмистым в наборе оборотов и выходе на расчетный режим. Экономичность высокооборотного двигателя лучше, но топливо для работы требуется значительно более высокого качества.

При этом ряд узлов и деталей работают в намного более жестких условиях. Их изготовление требует качественных легированных сплавов и сталей, более высокой культуры производства. Они чувствительнее к так называемому масляному голоданию. Этот эффект развивается при недостаточном количестве моторного масла, закачиваемого в подшипники и узлы интенсивного трения. В современных моторах для исключения такого явления устанавливают масляные насосы с электрическим приводом, что обеспечивает постоянную и равномерную подачу смазки на любом режиме.

Что же происходит при движении на прямых передачах с двигателем, работающим на низких оборотах (менее 2000 об/м)?

Во-первых, основная часть механической энергии двигателя вырабатывается и аккумулируется вращающимся коленчатым валом с маховиком. Чем выше обороты коленвала, тем больше энергии запасено двигателем. На низких оборотах такого запаса практически нет, поэтому малейшее препятствие, будь то «лежачий полицейский» или яма, может привести к мгновенной остановке двигателя и машины, что чревато столкновением или аварией.

Читать еще:  Глубокий тюнинг дизельных двигателей

Во-вторых, электронная система управления углом опережения зажигания (УОЗ) современных автомобилей внесена в память компьютера и рассчитана на небольшие величины в пределах 3-7 градусов. Чем выше обороты двигателя, тем меньше УОЗ. При малых оборотах для эффективной работы необходимо его увеличение за пределы расчетного. Для некоторых корейских и китайских моделей такой возможности не предусмотрено. В этом случае двигатель будет работать с интенсивным перегревом и потерей мощности. При длительной работе в таких условиях моторный агрегат однозначно перегреется, может закипеть и даже заклинить.

В-третьих, при движении с выключенной передачей (например, накатом или на спуске) двигатель работает на холостом ходу, и компьютер сам устанавливает оптимальные обороты двигателя.

Даже длительная работа на холостом ходу к негативным последствиям не приводит, кроме бесполезного сжигания топлива.

Почему на прогретом двигателе плавают обороты

Плавают обороты двигателя на холодную

Если неисправность подпадает под такое описание, то есть ряд мероприятий, которые стоит провести:

  • Проверить дроссельную заслонку. Плавает холостой ход часто из-за того, что она просто засорена. После прогрева часть мусора становится текучим, соответственно, становится немного лучше.

Еще один важный момент — это давление в топливной рампе. Холостой ход плавает из-за того, что насос просто не справляется с тем количеством топлива, которое надо перекачивать. Вообще, на холостом ходу это проявляется редко, чаще всего двигатель просто не развивает обороты.

Проверить топливный фильтр, если он имеется под капотом. Он может быть засорен, а после прогрева подкапотного пространства бензин лучше через него проходит.

Промыть карбюратор, если он имеется. Пожалуй, самое действенное средство, если плавают обороты на холостом ходу на карбюраторном двигателе.

Засорены форсунки. После прогрева двигателя мусор становится текучим, часть вымывается, после остывания двигателя снова оседает.

Причин проявления данной неисправности так же не так много:

  • Проверить все датчики после прогрева двигателя. В идеале, надо смотреть их показания через диагностический кабель, например, через VAG Com. Дело в том, что после прогрева они довольно часто начинают «показывать погоду», и двигатель сходит с ума.

Проверить высоковольтную линию и свечи зажигания. Особенно обратить внимание на катушки, на наконечники, потому что плавающие обороты на холостом ходу могут стать причиной элементарного пробоя. Этот момент очень деликатный, потому что диагностика такой неисправности весьма и весьма затруднительна. Но есть косвенные признаки, например, существенное снижение тяги и отзывчивости на педаль газа.

Проверить расходомер воздуха. Причем, проверять его надо после того, как двигатель прогрелся, а неисправность проявилась. У каждой модели свои способы для проверки ДМРВ. Вообще, этот узел довольно уязвим, особенно на моделях 90-х и начала 2000-х годов.

Вообще, это далеко не все причины, по которым плавают обороты на холостом ходу. Каждый случай индивидуален и требует соответствующего подхода. Если двигатель инжекторный, то обязательно нужно опросить память ошибок при помощи диагностического кабеля или сканера, даже если не горит неисправность двигателя. А потом уже смотреть, потому что такой способ сразу позволит отбросить из списка причин большинство датчиков, по крайней мере.

Видео, почему может плавать холостой ход:

Наиболее популярные причины нестабильных оборотов в автомобиле

Подобная неисправность в дизельных двигателях наблюдается в несколько раз реже, нежели в бензиновых. Но если такая проблема возникла — можно говорить о дорогостоящем ремонте. В «дизелях» подобная поломка может быть связана с неисправностью топливного насоса высокого давления или же с другим дорогостоящим механизмом топливного узла. В бензиновых двигателях нестабильность оборотов говорит о том, что либо есть поломка электронного датчика «свободного» хода, либо сам карбюратор некорректно настроен.

Но с этой проблемой наиболее часто сталкиваются обладатели автомобилей с инжектором. Среди причин, по которым двигатель может работать нестабильно, можно выделить следующие:

  • закупоривание или небольшой засор жиклёров, служащих транзитом для попадания топлива в камеру сгорания;
  • проблема в «мозгах» авто. Это может быть связано с бортовым компьютером, функциями управления соответствующими процессами;
  • неисправность одного из датчиков, который отвечает за расход воздуха. В итоге может происходить чрезмерное обогащение топливной смеси кислородом;
  • одной из причин, по которой скачут обороты двигателя, может быть то, что из строя вышла либо одна свеча накаливания, либо кабель повышенного сопротивления;
  • после прогрева двигателя плавают обороты ещё и по той причине, что может быть неисправна система электропроводки либо на датчиках вовсе отсутствует питание.
Читать еще:  Что такое газолиновый двигатель

Как бы это странно ни выглядело, но чем машина дороже и новее — тем сложнее её ремонт. А найти какую-то незначительную неисправность в виде небольшого датчика или системы довольно сложно. Так же и в случае, когда плавают обороты двигателя. Все хотят тихой и ровной работы силового агрегата и все к этому стремятся, но за тихим и завораживающим звуком работы двигателя можно не обратить внимания на появление серьёзных неисправностей дорогостоящих узлов.

Скачки оборотов мотора как исправить

Теперь давайте поговорим о том, что может предпринять подкованный в автомеханике владелец транспортного средства.

Подсос воздуха

Как мы уже упоминали выше, это явление наблюдается при условии плохой герметизации. Её то и нужно проверить в первую очередь. Можно снимать по отдельности каждый шланг магистрали подачи воздуха к впускному коллектору и продувать его. Чтобы упростить задачу можно обработать шланги WD-40. На месте испарения состава будет трещина. Шланг лучше заменить.

Регулятор холостого хода

Состояние этого прибора измеряется мультиметром. Необходимо снять показания сопротивления, если они в пределах от 40 до 80 Ом, то требуется замена.

Клапан вентиляции картера

Он имеет свойства загрязняться со временем и оказывать влияние на число оборотов двигателя. Чтобы прочистить клапан, необходимо разобрать масляный картер и извлечь его. Промывка в керосине избавит от масляного шлама. После процедуры необходимо просушить запчасть и установить обратно.

Замена ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха очень деликатный и в случае поломки ремонту не подлежит. Его можно только заменить.

Дроссельная заслонка

Этот случай характерен для механического привода заслонки. Если она заедает, то для того чтобы исправить ситуацию её нужно извлечь и промыть, а затем установить обратно, выставив правильное положение. Есть вариант промывки без демонтажа. Для очистки используется специальный аэрозоль, который можно найти в любом магазине автозапчастей.

Регулировка холостого хода двигателя

Это стоит делать только в том случае, если вы точно уверены в своих силах. Сотрудникам автосервисов нередко приходится исправлять результат действий неопытного наладчика. Процесс выполняется при помощи отвертки, ей регулируются винты количества и качества оборотов.

Электромагнитный клапан карбюратора

Если эта часть установки неисправна, то двигатель может работать только на подсосе воздуха. Ремонту не подлежит, только замена.

Жиклёр холостого хода

Водители с большим стажем могут сказать, что чистка этой детали очень трудоёмкий процесс. Утверждение давно потеряло свою актуальность, сегодня не требуется извлекать жиклёр для того, чтобы привести его в порядок. В него вливается специальное чистящее средство и оставляется на несколько минут. Затем жидкость сливается, а остатки грязи выдуваются напором воздуха.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Эта процедура также выполняется специальным чистящим составом. Его просто распыляют на горловину топливного бака перед его заправкой. Других действий не требуется.

Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко. Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе. Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.

Читать еще:  Антифриз менять на холодный двигатель

Причина появления плавающих оборотов

Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.

Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам. При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов. Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:

В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.

Методы решения проблемы

Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже. В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы. Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.

Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ). Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке. Однако плавание оборотов — одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.

Дроссельная заслонка

Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают. После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора. В подобных случаях его лучше всего заменить новым.

Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора. Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка. В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.

По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики — электронные блоки управления мотором. Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев — давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки. Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.

Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя — заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector