Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Герои Отчизны! Адмирал Кузнецов Н

Герои Отчизны! Адмирал Кузнецов Н. Г

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2020/07/21/747
СБОРНИК «Великой Победе!»

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ.

Никола;й Гера;симович Кузнецо;в (11 (24) июля 1904, Медведки (ныне Котласского района Архангельской области) — 6 декабря 1974, Москва, РСФСР, СССР) — советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955). В 1939—1947 и 1951—1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот (как Народный комиссар Военно-морского флота (1939—1946), Военно-морской Министр (1951—1953) и Главнокомандующий). Герой Советского Союза (1945). Член ЦК ВКП (б) в 1939—1956 годах, депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Его выдающаяся роль в Великой Отечественной войне стала достоянием общественности только в 1950—1980-е годы.

Содержание
1 Начало карьеры
2 Нарком ВМФ СССР
3 Великая Отечественная война
4 Первая опала
5 Вторая опала
6 Восстановление имени
7 Семья
8 Воинские звания
9 Награды
10 Сочинения
11 Память
12 Фильмы
13 См. также
14 Примечания
15 Литература
16 Ссылки
Начало карьеры
Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова (1861—1915). С 1917 года — рассыльный Архангельского порта. В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым (ошибочный год рождения (1902-й) до сих пор встречается в некоторых справочниках). В 1921—1922 годах — строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде, в 1923—1926 годах учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина». Это был первый из построенных в СССР крейсеров. Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. В 1929—1932 годах — слушатель Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932—1933 годах — старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства. Принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

С августа 1937 года — капитан 1-го ранга[3] и заместитель командующего, с января 1938 по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.

В марте 1939 года Кузнецов назначен заместителем Наркома ВМФ СССР. 3 апреля 1939 года ему присвоено внеочередное воинское звание флагман флота 2-го ранга.

Нарком ВМФ СССР
29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были армейский комиссар 1-го ранга П. А. Смирнов и командарм 1-го ранга М. П. Фриновский. Оба они были активными организаторами репрессий на флоте, причём во всех случаях смена руководства сопровождалась физической ликвидацией предыдущего.

Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа[4][5]. При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота. При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения)[6].

Великая Отечественная война

Авианосцы проекта «Звено», находившиеся под командованием адмирала Кузнецова
К началу Великой Отечественной войны адмирал Кузнецов внёс существенный вклад в усиление боевой мощи, в повышение боеготовности сил и средств ВМФ. Накануне нападения Германии на СССР принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации.

Во время войны Кузнецов был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ оказывал помощь союзникам, а кроме того, сопровождал корабли, идущие по ленд-лизу. Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны.

Со 2 февраля 1945 года Н. Г. Кузнецов — член Государственного комитета обороны (ГКО).

В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.

31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирал флота (четыре звезды, равное генералу армии). 25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. 14 сентября 1945 года Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

Первая опала
25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых сил СССР. В январе 1947 года в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.

12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом Министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

2 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.

С июня 1948 года Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.

С февраля 1950 — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.

В январе 1951 года Кузнецову было присвоено «очередное» воинское звание — вице-адмирал.

20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года — после смерти Сталина и снятия судимости.

Вторая опала
В 1953 — 1955 годы Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года в советской системе воинских званий его звание адмирал флота заменено на более высокое «Адмирал Флота Советского Союза» (которому полагалась и Маршальская звезда). В тот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.

Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, с которым они не вполне ладили ещё во время войны[7]. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

Читать еще:  Двигатель a14net какой бензин лить

Писал и публиковал воспоминания. Автор «официальной» книги «Курсом к победе» и мемуаров о войне, о репрессиях, о Сталине, которые были изданы лишь посмертно; в них он резко критикует партийное вмешательство в дела армии и утверждает: «государством должен править закон». В отличие от многих других «маршальских» воспоминаний, записки написаны Кузнецовым лично и отличаются хорошим стилем. В официальной истории войны его роль из-за опалы часто затушёвывалась.

Бюст в Севастополе.

Могила Кузнецова на Новодевичьем кладбище.
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее, все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.

После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в год 20-летия победы, в котором Н. Г. Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь[8].

ТАКР Адмирал Кузнецов на сцепке 300 лет Российскому флоту.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года безымянной подводной горе в Тихом океане было присвоено наименование гора Адмирала Кузнецова[9].

Также именем Кузнецова назван крупнейший корабль российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), ему воздвигнуты памятники, его именем названы флотские училища, площади и улицы во многих городах России.

Памятник Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову в Архангельске.

Памятник Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову во Владивостоке.
В Архангельске, где началась военно-морская карьера Николая Герасимовича, его именем названа улица, а в 2010 году установлен памятник[10].

В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».

Семья
Был женат дважды. Сын от первого брака Виктор (р. 1932). Второй брак — жена Вера Николаевна, дети Николай (1940-2005) — инженер в сфере ядерных технологий, и Владимир (1946-2016)[11]. Супруга, Николай и Владимир похоронены в одной могиле с Н.Г.Кузнецовым.

Воинские звания
Капитан 2-го ранга (ноябрь 1935);
капитан 1-го ранга (15.08.1937);
флагман 2-го ранга (02.02.1938);
флагман флота 2-го ранга (03.04.1939, минуя звание флагмана 1-го ранга);
адмирал (04.06.1940);
адмирал флота (31.05.1944);
контр-адмирал (10.02.1948);
вице-адмирал (27.01.1951);
адмирал флота (13.05.1953);
Адмирал Флота Советского Союза (03.05.1955);
вице-адмирал (17.02.1956);
Адмирал Флота Советского Союза (восстановлен в звании посмертно 26.07.1988).
Награды
Награды СССР
Герой Советского Союза (14 сентября 1945).
4 ордена Ленина (1937, февраль 1945, 14 сентября 1945, 1952).
3 ордена Красного Знамени (1937, 1944, 1950).
2 ордена Ушакова I-й степени (22.7.1944, 1945).
Орден Красной Звезды (1935).
Орден «Знак Почёта».
медаль «XX лет РККА» (22.02.1938)
Медаль «За оборону Москвы».
Медаль «За оборону Кавказа».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «За победу над Японией».
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота».
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР».
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР».
Знак «Участник боёв у озера Хасан» (1939).
Именное оружие — пистолет системы Коровина (май 1932 года)[12].
Иностранные награды
Орден «За боевые заслуги» (МНР, 1972).

Кавалер ордена Возрождения Польши (ПНР, 1945).
Орден «Крест Грюнвальда» I-й степени (ПНР, 1946).
Орден Национального освобождения (СФРЮ, 1946).
Орден Партизанской звезды I степени (СФРЮ, 1946).
Медаль «За нашу и вашу свободу» (ПНР, 1967)

Что с двигателями адмирала кузнецова

В 1955 году главнокомандующий Военно-морского флота СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов, орденоносец, флотоводец, внесший огромный вклад в победу над гитлеровской Германией, фактически создатель ВМФ СССР, был отправлен в отставку. С понижением в должности до вице-адмирала и с оскорбительной формулировкой «без права работать во флоте».

Что же стало причиной такой резкой опалы, отчего адмирала, возраст которого едва перевалил за пятьдесят, так резко «списали на берег»?

Взрыв на севастопольском рейде

В ночь с 28 на 29 октября в Севастопольской бухте на линкоре «Новороссийск» раздались два взрыва.

Этот корабль прежде носил имя «Джулио Чезаре» и ходил под итальянским флагом. Дредноут «Джулио Чезаре» был гордостью итальянского флота. В СССР он оказался по результатам Второй Мировой войны. Страны-победительницы поделили между собой флот фашистской Италии.

Сразу после взрывов судно с двумя огромными пробоинами начало крениться набок и погружаться в воду. Спасательная операция была проведена из рук вон плохо. В результате погибло 829 человек. До сих пор нет единого мнения о причинах этой катастрофы. Говорят и о придонных минах, сохранившихся с Великой Отечественной войны, и о диверсии, предпринятой итальянскими спецслужбами.

Хрущев и министр обороны Жуков, не дожидаясь результатов расследования, возложили всю вину на главнокомандующего ВМФ Кузнецова – несмотря даже на то, что в тот момент Николай Герасимович был в отпуске по болезни. Так завершилась карьера замечательного флотоводца.

Первая опала

Кузнецова не случайно называют создателем советского военно-морского флота. Наркомат ВМФ он возглавил еще 1939 году, когда ему было всего 34 года. К началу Великой Отечественной войны благодаря усилиям, организаторским способностям и огромным знаниям Кузнецова, СССР получил великолепный, боеспособный военный флот, располагавший судами различного класса, береговой авиацией, подразделениями морской пехоты, системой учебных заведений, готовивших высококлассных специалистов.

Показательно, что еще 19 июня 1941 года флоты Балтийского, Баренцева и Черного морей по приказанию адмирала Кузнецова были переведены в состояние боевой готовности No2. В начале войны не пострадал ни один корабль ВМФ СССР. Больше того, на Черном море мы атаковали румынский порт Констанцу, и уже летом 1941 года авиации ВМФ летала бомбить Берлин. Впоследствии военно-морской флот сыграл неоценимую роль в сопровождении судов союзников, доставлявших в СССР военную помощь, в разгроме военных кораблей нацистской Германии, а затем и Японии.

Однако, уже после войны Кузнецов пережил первую опалу. Он не согласился с мнением Сталина о том, как следует в дальнейшем развивать советский военный флот. В результате лишился поста главнокомандующего и был переведен на должность начальника Управления учебными заведениями ВМФ. Но и этого вождю показалось мало. В 1948 году против Кузнецова и группы других адмиралов было возбуждено абсурдное уголовное дело по обвинению в измене Родине. Товарищи Кузнецова получили разные сроки, но его самого посадить не решились. Он был отправлен на Дальний Восток заместителем главкома по военно-морским силам. Впрочем, в 1951 году Сталин вернул строптивого флотоводца, назначив его на должность Военно-морского министра. Но звание адмирала Кузнецов вновь получил лишь после смерти вождя.

Вторая опала

Первый заместитель Министра обороны СССР главком ВМФ Н. Г. Кузнецов, по всеобщему мнению, прекрасно общался с подчиненными, умел располагать к себе. Никогда, даже в самые тяжелые дни войны, он не срывался на людей, и даже устраивая начальственный разнос, умел сделать это так, что не унижал человеческого достоинства.

Уважая подчиненных, он так и не научился ладить с начальством.

Не сумел Кузнецов завоевать расположения Хрущева, резко критикуя его более чем экстравагантное отношение к военному флоту. Никита Сергеевич считал, что флот в том объеме, который был при Кузнецове, СССР не очень-то и нужен. Он был противником кораблестроительной программы, на принятии которой настаивал Кузнецов, и вообще, думал, что наша страна может обойтись атомными субмаринами. Хрущеву удалось «столкнуть лбами» одинаково нелюбимых им Жукова и Кузнецова. Жуков, с которым Кузнецов конфликтовал не раз еще во время войны, считал адмирала своим соперником.

Читать еще:  Что такое в двигателе фгос

И вот, повод разделаться с Кузнецовым появился. В Севастопольской бухте прогремели взрывы на линкоре «Новороссийск».

Глава Невского ПКБ: всё о ремонте авианосца «Адмирал Кузнецов»

О сложностях в ремонте авианосца

Самое сложное в этом серьезном контракте — выдержать срок, он обозначен достаточно жестко.

Обеспокоенность вызывает модернизационная часть — но только потому, что предстоит обеспечить сопряжение устанавливаемых систем и комплексов как между собой, так и с приборами, остающимися на корабле.

О сроках ремонтных и модернизационных работ

Есть существенная особенность, связанная с использованием авиации. Дело в том, что взлеты и посадки на палубу корабля могут производиться только в определенных метеоусловиях. По словам Сергея Орлова, уже сейчас понятно, что окончание ремонта и начало испытаний попадает на начало сезона северных штормов — это даст время для небольшого перерыва в испытаниях и позволит более тщательно подготовиться к их продолжению.

О различиях ремонта авианосца «Викрамадитья» (экс-«Адмирал Горшков») и «Адмирала Кузнецова».

По словам Сергея Орлова, все графики составлены, ПКБ их соблюдает, и на мурманский завод уже передается демонтажная документация.

О начале ремонта

Выемка кормовых котлов технологически будет еще труднее, а главное, придется на самые холодные месяцы в Мурманске. При этом, отметил Сергей Орлов, все делается практически одновременно, не будет классической последовательности действий — сначала старое снять, потом что-то новое установить.

О численности корабелов в момент пика ремонта

Предполагается, что на корабле будут работать порядка 2000 человек.

О численности специалистов ПКБ в ремонте корабля

В ремонте авианосца задействовано практически все бюро

О нехватке специалистов в ПКБ

Опыт ремонта «Викрамадитье» очень помог. В бюро пришла группа молодых ребят, которые прошли хорошую школу на «Севмаше» при ремонте «Викрамадитьи». Эти специалисты являются «золотым капиталом».

Об авиакрыле «Адмирала Кузнецова»

На корабле будут базироваться самолеты МиГ-29К/КУБ, Су-33 и несколько типов вертолетов.

О вероятности задержки ремонта

Создание любого корабля — это компромисс. Задача бюро состоит в том, чтобы найти его между заказчиком и заводом-строителем, занимая жесткую позицию.

Об авианосцах Крыловского центра

Создание электромагнитной катапульты будет безусловным шагом вперед и позволит обеспечить взлет более тяжелых машин с повышенным запасом топлива и оружия.

О личном отношении к «Адмиралу Кузнецову»

Обводы авианосца, его форма на данный момент, можно сказать, совершенны — ни добавить и ни убавить.

О вертолетоносцах

Это корабли двойного назначения, которые могут выполнять и гражданские, и военные функции. Опыт Сирии, по словам Сергея Владиславовича, показал, что нам нужны достаточно большие корабли, которые просто смогли бы доставлять различные грузы из точки А в точку Б.

О работе ПКБ над проектом вертолетоносца

Таких работ пока не поручали. Но в инициативном порядке ПКБ работает.

Об «Иван Грене»

По словам Сергея Орлова, морские десантники в полном восторге от «Ивана Грена». Они рассказали, что все в нем сделано очень удобно с точки зрения загрузки и выгрузки техники.

Об отказе от продолжения строительства БДК 11711

Создав два корабля, флот видит концепцию нового «десантника».

О возможности нового «десантника» носить корабли на воздушной подушке

Их сможет нести только универсальный десантный корабль.

Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов: история создания и характеристики

Адмирал Кузнецов – авианосец с богатой историей. Это единственный в своем классе тяжелый авианесущий крейсер в составе ВМФ Российской Федерации. Корабль является флагманом Северного Флота ВМФ.

История создания

Адмирал Кузнецов – авианосец, увидевший мир благодаря проекту 1143. Интересно, что разработка авианосцев такого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй Мировой войны. Однако технические возможности на то время были сильно ограничены, поэтому корабли проекта 1143 появились в 70-80-х годах прошлого столетия.

Задачи, которые должны были быть реализованы в этом проекте:

  • оснащение корабля мощностями для осуществления противовоздушной обороны как самого судна, так и техники, находящейся поблизости;
  • возможность обеспечить с корабля безопасность подводных крейсеров;
  • обнаружение и уничтожение подлодок противника;
  • обнаружение и ликвидация надводных сил противника;
  • высадка морского десанта.

Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить перевозку десантных войск, разместить необходимую военную технику, а также должен оснащаться взлетной полосой. Размеры такого корабля должны быть действительно большими.

В ходе проекта было создано несколько кораблей, отвечающих заявленным требованиям. Всех их постигла достаточно грустная участь, например, корабли “Киев” и “Минск”, созданные в ходе этого проекта, спустя десятилетия были проданы в Китай и Корею и сейчас эксплуатируются в качестве аттракциона. Авианесущий крейсер “Новороссийск” в середине 90-х годов продан Корее, а двумя годами позже разобран на металлолом. Судьба крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” сложилась иначе, и сегодня он успешно функционирует в составе Северного флота.

Проектирование

Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов планировал создать тяжелый авианесущий лайнер еще во времена Второй Мировой войны, однако добился лишь включения такого корабля в планы проектирования в середине 50-х годов. Правда, впоследствии корабль, созданный по этому проекту, получил его имя.

Кузнецов заложил основу проекта 85, в ходе которого шла разработка кораблей подобного класса. Адмирал попал в опалу и в 1955 году был смещен с должности, в результате осуществление проекта было отложено на долгих 30 лет.

В ходе проекта 1123 удалось оценить потенциал авианосцев, однако корабли этого проекта имели несколько неудачных решений, например, взлетная полоса для вертолетов. Военных вертолетов оказалось недостаточно для осуществления полноценной высадки десантных войск, поэтому разработка продолжилась.

Следствием стал проект 1143, основной идеей которого было оснастить авианосец полноценной взлетной полосой, рассчитанной на использование авиатехники с вертикальным взлетом и посадкой. Другими словами, корабль должен был стать полноценной передвижной авиабазой.

В ходе проекта были созданы корабли “Киев”, “Новороссийск” и “Рига”. По сути, это все корабли одного типа.

Однако эти корабли оказались не совершенны и имели множество недостатков. Проект пришлось развивать дальше. Так, в ходе проекте 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых авианесущих крейсера:

  • “Адмирал Кузнецов”;
  • “Варяг”;
  • “Ульяновск”.“

По сути, они являются эволюцией кораблей проекта 1143. Отличием новых крейсеров стала продленная палуба и трамплин для взлета.

Все корабли проекта были заложены на верфи Черноморского судостроительного завода г. Николаев.

“Варяг”, доставшийся после распада СССР Украине, был продан Китаю. Он переименован в “Ляонин” и сейчас успешно служит в составе ВМС КНР.

Авианосец “Ульяновск” так и не был достроен. Планировалось закончить строительство в 1995 году, но корабль был разобран.

Единственный действующий тяжелый авианосный крейсер этого проекта, доставшийся РФ – “Адмирал Кузнецов”. Чертежи авианосца Адмирал Флота Кузнецов несколько раз пересматривались. Корабль был несколько раз переименован, но сейчас успешно выполняет свои функции в строю Северного флота ВМФ РФ.

Постройка и испытания

Проект создания тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов был утвержден в 1982 году. За строительство взялся Черноморский судостроительный завод, расположенный в Николаеве.

Корабль Адмирал Кузнецов за период от начала проекта до спуска на воду успел сменить множество имен.

При разработке проекта, авианосец окрестили именем “Советский Союз”. Однако когда проект был утвержден, имя корабля сменилось на “Рига”. Именно с этим именем началось строительство крейсера в первый день осени 1982 года.

В начале декабря 1987 года корабль спущен на воду под именем “Леонид Брежнев”, а уже к началу испытаний судно снова переименовали, на этот раз его окрестили “Тбилиси”.

Постройка заняла много времени. Учитывая тот факт, что разработка проекта началась еще в 70-х годах, можно сделать вывод, что путь корабля от проекта к испытаниям был очень долгий.

Разработкой проекта занимался Ленинградское проектно-конструкторское бюро. Процессом руководили конструкторы Сергеев Ю.Д. и Белов Л.В.

Интересно, что именно Белов Л.В. сыграл решающую роль в судьбе корабля “Адмирал Кузнецов”. Он был главным конструктором крейса в период с достройки до передачи корабля флоту. Именно этот человек взял на себя полную ответственность за то, что корабль, еще тогда не достроенный, выйдет в море и сможет принять участие в испытаниях. Именно благодаря этому известному конструктору корабль был построен еще в период Советского Союза, тем самым избежав участи “Ульяновска”, который так и не был достроен и пошел на металлолом.

Читать еще:  Что такое интеркулер дизельного двигателя

В 1985 году крейсер был спущен на воду, именно в таких условиях продолжалась достройка авианосца. Оснащением корабля занимался Ленинградский завод, постройкой и сборкой – Николаевский. В 1989 еще недостроенный авианосец принял участие в испытаниях самолетов, которые впоследствии будут перевозиться на его борту. Спустя месяц после испытаний корабль вернулся на завод для дальнейшего достраивания, в течение 1990-го года неоднократно принимал участие в различных испытаниях. Еще через год, в 1991 году, наконец-то окончательно введен в эксплуатацию и передан Северному флоту.

Описание крейсера

История авианосца Адмирал Кузнецов полна событиями. Корабль мог бы никогда не увидеть мир, если бы не конструктор Белов Л.В. Сегодня авианосец Адмирал Кузнецов является единственным кораблем такого класса в России и флагманом Северного флота – самого большого структурного подразделения ВМФ РФ.

Общие характеристики

Крейсер Адмирал Кузнецов имеет внушительные технические характеристики. Длина авианосца Адмирал Кузнецов составляет 305 метров, ширина – 72 метра. Весить корабль должен очень много. Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов составляет до 61 тыс. тонн.

Размеры, длина и ширина авианосца, соответствуют количество самолетов, которые могут составлять авиационное вооружение Адмирала Кузнецова.

Описание корпуса

Строительством корпуса занимался Николаевский завод, а все оборудование изготавливалось в Ленинграде. Корпус представляет собой сварную конструкцию из стали. По всей длине корабля обустроено двойное дно.

Судно оснащено семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного возгорания огнестойкими перегородками, разделяющими его на четыре независимых отсека. Корабля оснащен специальной системой, позволившей отказаться от использования тягачей и снизить вероятность сильной загазованности ангара в ходе эксплуатации судна.

ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) Адмирал Кузнецов оснащен взлетной палубой, площадь которой превышает 14.8 тыс. квадратных метров, что в два раза больше, чем предыдущих крейсеров проекта 1143.

  • трамплин для взлета;
  • особое покрытие палубы для лучшего сцепления шасси;
  • три площадки для вертикального взлета;
  • 12 пусковых установок ПКРК “Гранит” под палубой;
  • дефлекторы, защищающие личный состав и технику от выхлопов реактивных двигателей;
  • гидравлические упоры для удержания самолета до старта.

Посадка самолетов на палубу обеспечивается аэрофинишерами.

Броня

Отсеки для топлива и боезапаса оснащены плотной коробчатой броней. Ширина противоторпедной защиты – 450 см.

Энергетическая установка

Энергетическая установка практически не отличается от остальных авианосцев проекта 1143. Авианосец “Кузя” или “Кузнец” получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200000 л.с.

Питание турбин осуществляется от восьми котлов, паропроизводительность которых достигает 115 т/час.

Количество винтов – 4. Максимальная скорость составляет 29 узлов, экономичная – 18 узлов. Автономность составляет 45 суток.

Экипаж и вместимость

Численность экипажа авианосца Адмирал Кузнецов составляет 1980 человек состава. Авиагруппа – до 620 человек.

Таким образом, согласно проекту, общая численность достигает 2600 человек. Однако при размещении командного состава она увеличивается до 2660 человек.

Особенностью авианосца стали просторные жилые помещения, в которых можно с комфортом разместить на борту людей. Однако по сегодняшний день количество людей на авианосце даже примерно не приблизилось к проектным нормам. Большая часть жилых помещений остается не занята во время службы корабля.

Вооружение

Российский авианосец, ранее носивший имя “Тбилиси” состоянием на 2014 год имеет на борту:

  • “Гранит” – комплекс ракетного оружия с дальностью стрельбы до 550 км;
  • всепогодный ЗРК “Кинжал” на 192 ракеты;
  • зенитно-ракетный артиллерийский комплекс “Кортик” на 256 ракет;
  • реактивный бомбомет “Удав”;
  • автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630.

Вооружение крейсера постоянно модернизируется. Также крейсер оснащен противоторпедными системами и противокарабельными ракетами.

Главным ударным комплексом является установка “Гранит”.

Авиационное вооружение

Увидев размеры крейсера Адмирал Кузнецов, многие задаются вопросом, сколько самолетов перевозится на авианосце. По проекту, авиационная группа рассчитана на 50 самолетов. В их числе 26 самолетов, 18 противолодочных вертолетов, 4 радиолокационных вертолета и 2 поисково-спасательных.

Однако на сегодняшний день состав заметно сокращен, во многом из-за нехватки финансирования.

Текущее авиационное вооружение крейсера:

  • истребители – 16 единиц;
  • учебно-тренировочные самолеты – 2;
  • учебно-боевые самолеты – 2;
  • вертолеты – 17, из них 2 радиолокационных.

В ближайшее время авианосец должен пополнится новой техникой.

Средства связи

Авианосец оснащен мощными средствами связи. На нем установлен навигационный комплекс “Бейсур”, 6 радиолокационных станций разных типов, один радиолокационный комплекс. Также на крейсере есть свой комплекс связи и несколько гидроакустических систем.

История службы авианосца

Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.

Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.

С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.

В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.

В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.

Командиры

Сегодня командиром является капитан 1 ранга Артамонов С.Г., приступивший к обязанностям в 2011 году. До него командиром был Родионов В. Н. (с 2008 по 2011 г.), еще раньше – Шевченко А. П. (с 2003 по 2008 гг.).

Первым командующим был Ярыгин В.С., занимавший эту должность с 1987 по 1992 год.

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector