Сканеры авто, виды, характеристики и критерии при выборе
Сканеры авто, виды, характеристики и критерии при выборе
Сканер авто – это устройство, считывающее диагностическую информацию с электронного блока управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) для диагностики электронных систем.
Современные сканер авто обладают колоссальными возможностями для диагностики систем управления двигателем, коробки передач, системы АВС, подушек безопасности.
- 1 Расскажем о некоторых функциях сканера авто :
- 1.1 В магазинах также представлен широкий ассортимент профессиональных и не очень сканеров авто. Определим основные критерии их выбора.
- 1.2 Если классифицировать мильтимарочные сканеры авто по их стоимости, можно выделить следующие три группы:
Расскажем о некоторых функциях сканера авто :
- Идентификация (Identification, Information). Сканер авто сканер считывает показатели идентификации блока управления автомобиля из ЭБУ (данные о VIN-номере и номере версии аппаратного и программного обеспечения).
- Считывание кодов неисправностей из ЭБУ (Read DTC, Read Faults). Это базовая функция любого сканера авто, с ее помощью можно выявить скрытые неисправности, которые не всегда можно обнаружить при обычной диагностики. В памяти ЭБУ сохраняются показатели датчиков с отклонениями во время эксплуатации автомобиля. С помощью сканер авто у владельцев открывается доступ к такой информации в виде кодов неисправностей. Безусловно, необходимо обязательно проверять полученную информацию сканером авто, так как в любом случае возможны неточности в считывании или расшифровке кода неисправности при самостоятельной диагностике.
- Считывание снимка параметров (Freeze Frame). Помимо кодов неисправностей некоторые сканеры авто фиксируют показатели главных текущих параметров работы двигателя. Благодаря этому сканеру мастер-диагност может на основании полученной информации может определить причину и обстоятельства возникновения неполадки.
- Удаление кодов неисправностей из памяти ЭБУ (Erase DTC, Clear DTC, Clear Fault). Безусловно, пользоваться этой функцией необходимо только после устранения неисправности автомобиля или при отсеивании случайно возникших кодов неисправностей (к примеру, из-за попадания воды или грязи на один из датчиков).
- Считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values). Данный режим позволяет мастеру-диагносту посредством сканера считывать информацию, полученную из ЭБУ для непосредственного ее анализа. Благодаря этой функции мастер может провести диагностику поврежденного автомобиля в том случае, если ЭБУ не распознал причину сбоя в работе и не зафиксировал соответствующие коды неисправностей.
- Активация – управление исполнительными механизмами (Actuation test). При помощи сканер авто через ЭБУ можно координировать работу механизмов, которые находятся под контролем ЭБУ: клапанов, форсунок, вентиляторов, индикаторов и т.п. Это необходимо для проверки их механической или электрической пригодности.
- Сброс сервисных индикаторов (Service reset — Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), которые сигнализируют о необходимости прохождения тех. обслуживания и замены масла.
- Адаптация (Adaptation). При помощи сканер авто можно совмещать управляющие блоки между собой и с блоком управления и датчиков во время замены деталей или после повреждения настроек при ремонте. Особый случай адаптации – синхронизация блока управления двигателем и иммобилайзера.
- Кодирование (Coding) – корректирование настроек блока управления, в том числе информации о комплектации автомобиля.
- Программирование (Programmimg, Flashing) позволяет изменять прошивку (программы) ЭБУ.
- Справочные и прочие функции
Не все сканеры авто обладают всеми перечисленными функциями. Как правило, чем профессиональнее сканер авто, тем больше функций он поддерживает.
Некоторые функции также замещаются применением других приборов. Например, можно следить за сигналами с датчиков при помощи осциллографа или мультиметра вместо мониторинга текущих параметров. Но тем не менее, сканер авто в любом случае обладает колоссальным преимуществом по скорости работы.
Сканер не может представить более обширную информацию, чем та, что содержится в ЭБУ автомобиля, таким образом, сканер авто только обменивается сведениями с электронным блоком управления. Через диагностический разъем сканер авто подключается к автомобилю. Так как на различные марки и модели автомобилей интегрируются различные типы ЭБУ, имеющими разные протоколы обмена данными, типы колодок (диагностических разъемов), то производители разрабатывают профессиональные сканеры авто для конкретной марки и модели автомобиля.
В магазинах также представлен широкий ассортимент профессиональных и не очень сканеров авто. Определим основные критерии их выбора.
- Покрытие (функциональные возможности) – перечень поддерживаемых моделей и марок авто, подходящих электронных систем и функций, применимых к определенным системам на определенных автомобилях. Это главный критерий выбора сканера.
- Внешние характеристики. Сканер авто может быть представлен как автономный аппаратный прибор или как программно-аппаратный комплекс для персонального компьютера (адаптера и ПО).
- Комфортность. Для аппаратных сканеров в большей степени важны форма, габариты и размер экрана. Также сюда можно отнести комплектацию сканера необходимыми переходниками для подключения, возможность проверки параметров в графиках, координацию работы сканера авто.
- Возможности обновлений и саму процедуру обновлений. У сканеров авто на базе персональных компьютеров обновление происходит при смене программного обеспечения с помощью компьютера, для обновления аппаратных сканеров необходимо отправлять устройство поставщику.
- Требования к ПК (для программных сканеров).
- Язык интерфейса. На сегодняшний день, большинство представленных в продаже сканеров авто на русском языке, но иногда перевод не качественный, что сильно затрудняет работу. Самый лучший выход — использовать английский интерфейс во избежание неточностей диагностики.
- Стоимость. К сожалению, для многих этот критерий является решающим при покупке сканера авто, что не всегда влияет на качество аппарата. Важно найти подходящие соотношение цены/качества и удовлетворения ваших требований к устройству.
Если классифицировать мильтимарочные сканеры авто по их стоимости, можно выделить следующие три группы:
- мультимарочные сканеры на базе стандартного адаптера K-L-Line (к примеру, СКАН-ПК) можно приобрести за 80 — 300 долларов в зависимости от комплектации и других параметров. В полной комплектации такие сканеры отлично работают с ГАЗ и ВАЗ (приблизительно до 2005 г. выпуска), группой VAG (Audi, Seat, Skoda, VW, все авто и все электронные системы до 2002 г. выпуска включительно и частично авто и часть систем на автомобилях 2003 — 2005 гг. выпуска), Daewoo Nexia и Espero (выпущенных приблизительно до 2005 г.), а также с автомобилями, которые поддерживают протокол OBD-II.
- мультимарочные сканеры на базе адаптера Uniscan (Scantronic, Euroscan, CST-305 и т.п.) стоят в пределах 350 — 700 долл., выполняют функции K-L-Line адаптеров, а также предоставляют возможность диагностировать определенное количество электронных систем на автомобилях AlfaRomeo, BMW, Fiat, Ford, Lancia, Mercedes, Opel (выпущенных приблизительно до 2001 г.). Для полноценной работы представленного комплекта функций по BMW, Mercedes и др. будет недостаточно.
- мультимарочные сканеры с максимальным покрытием (к примеру, аппаратные сканеры Carman Scan Lite, Ultrascan Pro и X-431) обойдутся вам в 2200 — 3000 долл. Следует отметить, что приборы X-431 и Ultrascan Pro имеют примерно одинаковое покрытие по регионам, в то время как специализация сканера Carman Scan Lite – Корея и Япония.
Подводя итог, хотелось бы дать рекомендацию по выбору сканеру авто. В первую очередь, определите для себя основные и решающие функции сканера и бюджет, который вы готовы потратить на устройство. И стоит помнить, что не смотря на все преимущества и безукоризненное качество выбранного вами сканера авто, это не единственный прибор, обеспечивающий полную диагностику автомобиля. И всегда есть риск неточности считывания данных.
Удачи на дорогах и в выборе сканера для автомобиля!
Практика диагностирования с использованием технических средств диагностики.
Диагностирование СУД с использованием сканеров.
Диагностирование СУД с использованием мотор-тестеров.
Диагностирование СУД с использованием газоанализаторов.
Использование информационно-справочных систем.
Диагностирование СУД, или всего двигателя в целом имеет конечной целью оценку его технического состояния, а на основании этой оценки принимается решение о том, требуется ли какое-либо вмешательство для восстановления работоспособности (ремонт).
Схематично процесс диагностирования можно разбить на следующие этапы:
Сбор информации о техническом состоянии двигателя и СУД.
Локализация на основе анализа информации неисправности (если она имеется) на уровне подсистемы или подсистем.
Поиск дефекта до уровня узла (датчик, исполнительный механизм, линия связи).
В процессе сбора информации следует стремиться к получению её в максимально возможном объёме. При этом не стоит пренебрегать таким способом как опрос владельца автомобиля. Так, например, если владелец жалуется на повышенный расход топлива, а это явление начало его беспокоить после замены ремня ГРМ, то этот факт следует расценить как настораживающий и проверить правильность установки ремня, что, возможно, позволит сократить время поиска неисправности.
Рассмотрим основные способы диагностирования СУД с использованием технических средств.
Диагностирование суд с использованием сканеров.
Сканеры являются мощным средством диагностики, позволяющими получать большое количество информации о работе СУД.
В общем виде, работу со сканерами можно разбить на следующие этапы:
Подключение прибора к диагностическому разъёму автомобиля.
Выбор соответствующей марки и модели автомобиля в меню прибора.
Установление связи прибора и ECU автомобиля.
Определение комплектации системы управления автомобиля.
Получение информации о состоянии систем автомобиля во всех режимах, предусмотренных производителем автомобиля и возможностями сканера.
Поскольку, в настоящее время существует большое количество как программных, так и аппаратных сканеров рассмотрим один из них (аппаратный) для того, чтобы понять основные принципы диагностирования СУД с их помощью.
Диагностирование СУД с использованием аппаратного сканера рассмотрим на примере комплексного прибора DCN PRO.
Сканирование/диагностирование автомобилей, оснащенных электронными блоками управления – основная функция DCN PRO. В этом режиме, напрямую связываясь с электронным блоком управления автомобиля, DCN PRO выполняет:
Чтение кодов ошибок;
Отображение сигналов датчиков ( Data Stream) как в цифровом, так и в графическом виде;
Отображение сигналов датчиков и рекомендации по устранению неисправностей;
Корректура управляющих сигналов;
Стирание кодов ошибок;
Запись информации о работе системы управления в режиме «Чёрный ящик»
Подсоединение кабелей.
Для работы прибора необходимо подключить питание (через прикуриватель, или от аккумулятора автомобиля).
Подключить к основному кабелю прибора соответствующий адаптер, а адаптер подключить к диагностическому разъёму автомобиля (Рис. 4.1).
При работе через разъём стандарта OBD-2 подключение питания не требуется, так как прибор будет получать питание через этот разъём.
Место нахождения диагностического разъёма может разным.
Обычно он находится под приборным щитком, иногда под перчаточным ящиком сиденья пассажира или в моторном отделении.
.
После того как прибор переведён в режим сканера на дисплее появится меню:
Автосканер
Автосканер — прибор для компьютерной диагностики основных систем современного автомобиля.
Содержание
- 1 Принцип действия
- 2 Ограничения в применении
- 3 Основные замеряемые и контролируемые параметры
- 4 Проблема совместимости. DLC (data-link connector) — разъём
- 5 Ссылки
Принцип действия [ править | править код ]
Автосканер представляет собой стационарный или переносной компьютер, подключаемый кабелем к диагностическому разъёму автомобиля. Интерфейс подключения в подавляющем большинстве случаев — последовательный, RS-232. Автосканер подключается к шине обмена данными (CAN, Controller Area Network) между блоками автомобиля, что позволяет получать исчерпывающую информацию о его состоянии, измерять характеристики, считывать показания с датчиков. Для этого сканер оснащается специальной программой, как правило, содержащей в себе обширные базы данных параметров по автомобилям. Характерной особенностью диагностики при помощи компьютерного автосканера является то, что она позволяет оценивать состояние узлов комплексно, то есть, с учётом взаимного влияния неисправностей друг на друга, что невозможно при традиционной ручной по одному, исследуемому в данный момент, параметру.
Ограничения в применении [ править | править код ]
Несмотря на то, что автосканер способен в некоторых случаях, оценивать состояние узлов, не оснащенных непосредственно, датчиками, по косвенным параметрам, автосканер не способен, например, обнаружить появившуюся трещину в рычаге подвески или брак заводского литья головки цилиндров.
В качестве такого косвенного анализа, можно привести пример определения падения компрессии в одном из цилиндров многоцилиндрового ДВС, по снижению потребляемого электрического тока стартером в момент проворота поршня в этом цилиндре в верхнюю мёртвую точку, определяемого одновременным анализом показаний датчика положения коленвала и падения напряжения на шунте амперметра. Однако, поскольку компрессия меряется не непосредственно, причиной подобного снижения изредка может быть и что-то иное.
Основные замеряемые и контролируемые параметры [ править | править код ]
Наиболее полный, но не исчерпывающий, список контролируемых параметров топовых моделей автосканеров, включает в себя:
- Автомобильный аккумулятор
- Антиблокировочная система тормозов;
- Аудио система;
- Газоразрядная лампа;
- Автомобильный генератор
- Гидроусилитель руля;
- Датчик угла поворота рулевого колеса;
- Двери;
- Двигатель;
- Зеркала;
- Иммобилайзер;
- Климат-контроль;
- Колеса;
- Кондиционер;
- Круиз-контроль;
- Кузов;
- GPS -навигация;
- Парктроник;
- Пневматическая подвеска;
- Подушки безопасности;
- Приборная панель;
- Привод;
- Радио;
- Стояночный тормоз;
- Салон;
- Сидения;
- Телевизор;
- Тормозная система;
- Трансмиссия;
- Тяги;
- Центральный замок.
Проблема совместимости. DLC (data-link connector) — разъём [ править | править код ]
Существует проблема совместимости при подключении автосканеров к различным моделям различных автопроизводителей. Она решается наборами переходников, достигающими нескольких десятков типоразмеров. В настоящее время существует тенденция перехода на стандартизированный 16-контактный двухрядный «американский» разъем типа EOBD.
Сканер для диагностики автомобиля
На сегодняшний день три компании контролируют рынок производства импортных сканеров . Это — Bosch, Launch и NEXTECH . Несмотря на то что на рынке присутствуют еще сотни производителей, доля компании NEXTECH составляет 40% общемирового участия. Два месяца назад компания выпустила уникальный сканер — Carman scan VG . Это – универсальный автомобильный портативный прибор . С его помощью можно диагностировать как американские или европейские, так и азиатские автомобили . Необходимость сканеро в впервые возникла в тот момент, когда международные экологические службы, такие как ЕС, ужесточили требования к эксплуатации автомобиля. В связи с этим контролирующим органам потребовались устройства, способные быстро выдать достоверную информацию, например, о работе двигателя. Со временем область применения сканеро в, естественно, значительно расширилась. Кроме контроля двигателя , сканер ы могут осуществлять проверку трансмиссии , ходовой части , тормозной системы и т.д. Сегодня скане р – это прибор, без которого практически невозможна диагностика автомобиля . Развитие шло от определения неисправностей по числу вспышек лампочки (флэш-коду ) до современных сканеров . Последние позволяют не только регулировать двигатель на содержание вредных веществ в выхлопных газах, но и полностью адаптировать автомобили к условиям того или иного рынка. Например, Toyota к использованию в Швеции, а SAAB – в Японии. Сканер позволяет диагносту, войдя в систему, быстро определить тип двигателя и его характеристики , а затем уже «увидеть» неисправность без «прозванивания» управляющего устройства. Например, фирма Mercedes-Benz использует около 140 различных моторов. Каждому из них соответствует свое управляющее устройство, которое необходимо контролировать. Наиболее востребованные на рынке сканеры способны отражать практически всю информацию, получаемую с датчиков. И не просто отражать, а анализировать ее и находить неисправность. Все более актуальными становятся сканеры с интегрированными мотор-тестерами . Они позволяют не только серийно подключиться к бортовой сети автомобиля и получить информацию с «мозгов», но и использовать датчики осциллографа или мультиметра. Такие сканеры выполняют двойную функцию – и собственно сканера, и тестера. Сегодня они наиболее востребованы на рынке.
Сейчас этот сканер адаптируют для использования на российских автосервисах . Идея создания Carman scan VG заключалась в том, чтобы попытаться совместить в одном приборе сканер, мотор-тестер и компьютер . И это удалось. Как компьютер, Carman scan VG позволяет подключить клавиатуру и другую периферию вплоть до flash memory через USB-порт или принтер, а также выйти в Интернет. Кроме того, можно просто подключиться к любому стационарному компьютеру через мини-USB-порт. Наконец, в Carman scan VG есть свой жесткий диск на 40 Гб. Новый сканер , в отличие от своих предшественников, имеет четыре канала, как и стационарные мотор-тестеры . Каждый из каналов многофункционален. Однако основная функция – осциллогра ф. Соответственно четыре канала позволяют одновременно контролировать шесть датчиков автомобиля. Таким образом, диагност, использующий Carman scan VG , может наблюдать в режиме трехмерного изображения сигналы зажигания на шести цилиндрах. Тогда как стандартный портативный сканер может работать только с четырьмя. Это связано не только с количеством каналов, но и с мощностью процессора. От последнего зависит, сможет ли сканер выводить на экран данные в режиме реального времени. Carman scan VG – единственный на сегодня портативный сканер с цветным экраном. Это сделано вовсе не ради красоты. Изображения сигналов от разных датчиков на экране имеют свой цвет, что позволяет легко разобраться в синусоидной «паутине» графиков. Кроме того, если речь идет о диагностике электронного оборудования, то разрыв цепи будет на экране отмечен сменой цвета – скажем, с зеленого на красный. Управление «картинкой» осуществляется с помощью «карандаша» (стилоса). А смена базы данных происходит так же, как в любом компьюторе.
Решив, например, подключиться к автомобилю марки Honda Civic, мы в меню выбираем японские автомобили, ищем соответствующую марку и базу данных конкретной модели, куда входит информация о двигателе , трансмиссии , подвеске и т.д. Далее необходимо выбрать адаптер – соответствующий переходник для подключения к разъему данной модели. После этого можно приступать к работе с базой данных и той или иной системой автомобиля. Выйдя в диагностическое меню , сервисмен может посмотреть коды ошибок и параметры датчиков. Каждой неисправности соответствует свой код ошибки и ее описание. Диагност видит на экране сканера неисправность в меню кода ошибки. Зайдя в меню текущих параметров, он увидит список датчиков. Если речь идет о зажигании, то сканер выдаст информацию о напряжении в цепи, если о коробке передач – то о давлении масла , температуре или передаточном числе . Сопоставляя полученную информацию с параметрами базы данных, диагност определяет характер неисправности. Естественно, что полученные несоответствия иногда нуждаются в сравнительном анализе. Чтобы сохранить их в сканере , диагност «фотографирует» сигнал на экране, занося его показания в память. Эта функция также важна для того, чтобы сравнить полученный результат ремонта с «историей болезни». База данных.
Поскольку Carman scan VG еще и компьютер, пользователь вполне способен формировать свою БД, свой пакет типичных неисправностей. Но это отнюдь не главное. Существенной особенностью сканера является количество полезной информации о разных системах. Конечно, с точки зрения портативного сканера. Выбрав, например, диаграммы двигателя автомобиля Mazda 626, диагност получит если не всю, то по крайней мере максимально необходимую информацию о каждом датчике электронной системы. Более того, он увидит систему в работе. Этого сегодня не предлагает ни один производитель портативных сканеров. В режиме он-лайн диагност может не только отследить разрыв цепи, но и заметить места относительной потери напряжения. База данных Carman scan VG позволяет тут же сопоставить численные и графические показания с «заводскими», помогая определить если не неисправность, то, по крайней мере, зону ее поиска. Так как Carman scan VG имеет выход в Интернет, БД обновляется регулярно. Также возможна диагностика по определенной детали. Допустим, в автомобиле не работает датчик кислорода, определяющего количество воздуха в выхлопе и контролирующего качество рабочей смеси. В этом случае БД сканера предоставит диагносту как информацию о датчике, так и список возможных проблем с ним. Учитывая и те, которые работник сервиса внес самостоятельно, столкнувшись с ними впервые. Ну а для начинающих в базе данных Carman scan VG найдутся фотографии разных моделей датчиков воздуха.
Осциллограф
Осциллоскоп нового сканера не нуждается в специальной настройке экрана. Предыдущие модели требовали индивидуальной его настройки – по шкалам напряжения и времени сигнала. Только в этом случае он появлялся на экране сканера. Carman scan VG упрощает задачу диагноста . Ему достаточно выбрать из списка необходимые датчики и завести их на нужный канал. Далее компьютер сканера настроит осциллоскоп автоматически. К примеру, выбрав циркониевый тип датчика кислорода и подключив его к каналу 1, диагност тут же увидит этот датчик на откалиброванном экране. Если же специалист решит сделать свою собственную настройку, для нештатного использования осциллоскопа, то он может использовать ручной режим, вводя необходимые параметры.
Мультиметр
В Carman scan VG заложены те же функции, что и в стандартном мультиметре . А именно: вольтметр, частотомер, измеритель нагрузки, сопротивления, температуры, величины тока, сопротивления, активатор. Существенным плюсом является встроенный активатор. Зачастую он не входит в конструкцию сканера, выступая как отдельный прибор. Активатор управляет датчиками по трем линиям: питание, «земля» и линия, необходимая для контроллера периодического включения/выключения датчика. Таким образом, активатор позволяет диагносту имитировать сигнал контроллера, чтобы проверить работоспособность датчика. Пользователь Carman scan V G должен только задать параметры напряжения. По частоте сигнала симулируется, например, датчик скорости. Так, при движении автомобиля на контроллер от датчика скорости поступает частота в 11 герц, которая соответствует показаниям спидометра в 10 км/ч . Имитируя датчик скорости, изменяя частоту, диагност как бы обманывает контроллер и определяет неисправность на месте. По той же схеме можно работать с любым другим датчиком системы автомобиля .