Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки перегрева двигателя

Признаки перегрева двигателя

Для любого автомобилиста перегрев двигателя является самой опасной ситуацией в пути. Если вовремя не заметить перегрева двигателя, тогда может произойти заклинивания поршней, что приведёт к капитальному ремонту мотора автомобиля. Другими словами, владельцу автомобиля придётся заплатить весьма большую сумму за ремонт мотора. В данной статье мы расскажем о признаках перегрева двигателя, причинах данного явления, и степенях перегрева мотора.

Как известно, на панели приборов в салоне автомобиля есть датчик температуры масла двигателя. Именно по нему водитель определяет, перегрелся двигатель или нет. У современных бюджетных моделей автомобилей датчик температуры заменён всего двумя контрольными лампами. Синяя контрольная лампа горит, пока двигатель не прогреется выше 60 градусов Цельсия, а красная контрольная лампа загорится после того, как температура масла достигла 120 градусов Цельсия. Загорание красной контрольной лампы говорит о том, что двигатель уже перегрелся. Для предотвращения перегрева мотора каждый автомобилист должен знать причины этого явления.

Для предотвращения перегрева мотора каждый автомобилист должен знать причины этого явления.

Причины перегрева двигателя

В таблице ниже мы представили основные причины перегрева двигателя, которые необходимо знать каждому автомобилисту.

ПричинаОписание
Проход охлаждающей жидкости не по всем трубам радиатора.Засорение радиатора, из-за которого охлаждающая жидкость проходит не по всем его трубкам являться одной из основных причин перегрева двигателя. Из-за этого охлаждающая жидкость просто не будет успевать охлаждаться. Для очистки трубок радиатора применяют специальную жидкость, которая продается в каждом автомагазине. Кроме того, необходимо регулярно проверять наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Вместе с этим мы сможем всегда заметить возможное протекание и устранить данную проблему до того, как не произойдёт перегрев двигателя вследствие утечки охлаждающей жидкости.
Неисправность термостата.Как известно, термостат используется для перекрытия обращения охлаждающей жидкости по малому и большому кругу. Если термостат будет неисправен, тогда жидкость может не поступать в радиатор, вследствие чего не будет происходить её охлаждение. Это станет причиной сильного перегрева двигателя. Отвратить такие последствия можно с помощью регулярной проверки термостата. Автомобилисты проверяют термостат с помощью прикасания рукой. Если термостат остается холодным при работе двигателя, то это означает его неисправность. Обычно перестаёт работать клапан термостата. Проверить работу клапана термостата можно с помощью помещения его в кастрюлю с водой, которую необходимо подогреть до 80 градусов. Таким образом, клапан должен будет сработать, если этого не произойдёт, значит, он неисправен.
Накипь на поверхности трубок радиатора.Если в летнее время автомобилисты используют в качестве охлаждающей жидкости обычную жесткую воду, тогда за довольно короткий промежуток времени на внутренней поверхности трубок радиатора нарастает накипь, которая просто их закупоривает. Данная накипь будет сейчас состоять из солей, присутствующих в жёсткой воде. Чтобы накипь не нарастала на внутренней поверхности трубы, автомобилисты используют кальцинированную соду (тринайтрийфосфат), которая смягчает любую воду.
Негерметичный шланг, ведущий к помпе.Ещё одной причиной перегрева двигателя является негерметичный шланг, ведущий к насосу. Вследствие этого во внутреннюю полость насоса попадает воздух, который и прекращает циркуляцию охлаждающей жидкости по кругу. Другими словами, из-за негерметичности шланга и попадания воздуха в систему снижается давление, нагнетающее помпой. Решить проблему негерметичности шланга, ведущего к помпе, можно с помощью замены хомутов.
Засорение воздухозаборников.Как известно, радиатор автомобиля охлаждается встречным потоком воздуха. На передней части автомобиля установлено специальные воздухозаборники, через которые встречный поток воздуха попадает внутрь и обдувает радиатор. Однако существуют некоторые модели автомобилей, в которых воздухозаборники очень быстро засоряются грязью и листвой. Решить данную проблему можно очисткой воздухозаборников.
Неисправность помпы.Поломка водяного насоса или помпы также является причиной перегрева двигателя. В данном случае может быть два варианта. Водяной насос может сломаться окончательно, либо может порваться его приводной ремень. Второй вариант проблемы решить довольно легко, достаточно просто заменить приводной ремень.

Автомобилисты на зиму закрывают воздухозаборники радиатора для того, чтобы двигатель быстрее прогревался с утра. Данный метод очень действенный и приносит положительный результат. Однако при наступлении оттепели и слякоти на дорогах автомобили часто буксуют. При этом радиатор автомобиля остается закрытым картонкой. При пробуксовке обороты двигателя всегда высокие, соответственно, водитель может даже не заметить момент, когда его двигатель перегреется вследствие того, что радиатор не охлаждает жидкость в полной мере.

Основные признаки перегрева двигателя

Если водитель автомобиля не примет меры по профилактике перегрева двигателя, тогда это опасность может произойти. Каждый автомобилист должен знать признаки перегретого двигателя, вот они:

— Высокие данные показателя датчика температуры охлаждающей жидкости.

— Стук двигателя при нажатии на газ.

— Резкое снижение мощности двигателя автомобиля.

Как мы уже писали выше, каждый водитель должен ориентироваться на датчик температуры охлаждающей жидкости, показания которого выводятся на панель приборов. Если установлена контрольная лампа перегрева двигателя, тогда водитель не сможет преждевременно заметить данную ситуацию, что будет весьма опасно и приведёт к тяжелым последствиям. Именно поэтому стук двигателя при нажатии на педаль акселератора является лучшим показателем и признаком перегрева двигателя. Если водитель не обратит внимание на стук двигателя, тогда во время дальнейшей езды начнётся равномерный громкий стук мотора, при котором водитель ощутит резкое снижение мощности двигателя.

Степени перегрева двигателя

Существует три степени перегрева двигателя:

— сильный перегрев мотора.

Лёгкий перегрев двигателя может произойти, если мотор работает на повышенной температуры охлаждающей жидкости не более 10 минут. В данном случае причина лёгкого перегрева может быть выход из строя вентилятора радиатора либо термостата. Следствием лёгкого перегрева может быть плавление поршней. Однако такая проблема является незначительной. Современные двигатели спокойно переносят то, что плавятся пашни, и ремонта не нужно.

Если двигатель работает при высокой температуре более 20 минут, тогда происходит заметный перегрев двигателя. Следствием заметного перегрева двигателя может стать искривление плоскости головки блока цилиндров. Также могут появиться трещины в ГБЦ. В этом случае необходим ремонт – расточка головки блока цилиндров.

Третья степень перегрева двигателя – сильный перегрев. Его следствием является то, что двигатель мотор начинает стучать. Если двигатель застучал, то он заглохнет, и будут выведены из строя многие элементы мотора.

Третья степень перегрева двигателя – сильный перегрев. Его следствием является то, что двигатель мотор начинает стучать. Если двигатель застучал, то он заглохнет, и будут выведены из строя многие элементы мотора. В данном случае будет необходим капитальный ремонт мотора.

Причины перегрева двигателя

Причины перегрева двигателя могут быть разные, так же как и причины ряда других неисправностей автомобиля.

Нужно понимать, что если двигатель перегревается, то устранить эту проблему нужно как можно быстрее, иначе это может привести к непоправимым последствиям.

Итак, рассмотрим основные причины перегрева двигателя

1. Если двигатель Вашего автомобиля перегревается, обратите внимание на состояние основного радиатора и радиатора кондиционера, а точнее забиты ли они насекомыми, дорожной пылью, а особенно тополиным пухом, который в весенне-летний период и является основной причинной этой проблемы.

Проверьте пространство между двумя радиаторами, обычно там собирается очень много пуха, пыли и грязи. Проще конечно, когда на автомобиле только один радиатор, но это уже смотря с какой стороны посмотреть.

Но это внешняя сторона вопроса, переходим к внутренней.

2. Радиатор, а точнее его соты, могут быть забиты и внутри. Обратите внимание, какую охлаждающую жидкость Вы доливаете в радиатор.

Если она не совместима с той, которая уже залита, то перегрева двигателя вам не избежать.

Не совместимость охлаждающих жидкостей, как правило, приводит к образованию осадков, которые и забивают радиатор. В этом случает решение проблемы одно – промывка радиатора.

3. Следующая причина перегрева двигателя, это не своевременное включение вентилятора. Причин этому тоже может быть несколько:

  • неисправность датчика включения вентилятора – заменить датчик.
  • загрязнение нижней, внутренней части радиатора, там, где расположен сам датчик, в результате чего отдача тепла от охлаждающей жидкости на сам датчик будет происходить с запозданием, и как следствие запоздалое включение вентилятора. Решение одно – промывка системы охлаждения.

4. Неисправность клапана – термостата, в результате чего, охлаждающая жидкость идет не по большому, а по малому кругу (минуя радиатор), и соответственно она не охлаждается. Клапаны – термостаты, сначало проверяют на работоспособность, но как правило, не ремонтируют, а просто меняют.

5. Отсутствие нормативного давления внутри системы охлаждения двигателя.

Кто не пропускал уроки физики в школе, тот помнит, что чем выше давление окружающей среды, тем выше температура закипания жидкости.

Читать еще:  Что такое двигатель плита bmw

Для создания более высокого давления в системе охлаждения, чем атмосферное, была предусмотрена специальная крышка расширительного бочка, которая держит нужное давление в системе. Специальный клапан, который встроен в крышку, сбрасывает слишком высокое давление, но и не допускает, чтобы давление внутри системы соответствовало атмосферному.

А теперь важный момент, если клапан в крышке расширительного бачка не исправен и не держит повышенное давление, охлаждающая жидкость начинает закипать раньше, начинает плескаться, образуются воздушные пробки, а это приводит к низкому КПД работы всей системы охлаждения. Такая жидкость очень плохо отводит тепло от двигателя.

Так же если клапан не пропускает воздух в систему охлаждения, то при остывании охлаждающей жидкости, она уменьшается в объеме. Образуется вакуум, который может восполниться тем же воздухом, который, в свою очередь, может проникнуть в систему через не герметичные соединения, а это приведет к образованию тех же воздушных пробок. Перегрев двигателя в данном случае неизбежен.

Как правило, эта проблема решается простой заменой пробки расширительного бачка. Но не забудьте выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.

6. На завоздушеность системы охлаждения так же может повлиять и прокладка головки блока цилиндров. Обычно, если прокладка пробита, то подтекание ОЖ видно. Но это можно заметить не сразу. Если причину перегрева двигателя сразу не удалось выявить, то обратите внимание на этот момент. В данном случае придется менять прокладку.

7. Грязный двигатель. Да, не удивляйтесь, грязный двигатель хуже отдает тепло в атмосферу, что может привести к не значительному перегреву двигателя. Поэтому не забывайте периодически мыть двигатель своего автомобиля.

Мы рассмотрели основные причины перегрева двигателя, а также способы решения этих проблем. Надеемся, что это поможет Вам в дальнейшем быстро решить данную проблему и не допустить перегрев двигателя Вашего автомобиля.

Перегрев двигателя — Главная дорога.

Если двигатель перегрелся.

(что делать)

Перегрев в принципе возможен в любое время года — и зимой, и летом. Но, как показывает практика, на весну приходится наибольшее число подобных случаев. Объясняется это просто. Зимой все системы автомобиля, в том числе и система охлаждения двигателя, работают в весьма тяжелых условиях. Большие перепады температур — от «минусовых» по ночам до весьма высоких рабочих после непродолжительного движения — негативно действуют на многие агрегаты и системы.

Как обнаружить перегрев?

Ответ, вроде бы, очевиден — посмотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости. На самом деле все куда сложнее. Когда движение на дороге интенсивное, водитель не сразу замечает, что стрелка указателя сдвинулась далеко в сторону красной зоны шкалы. Однако есть ряд косвенных признаков, зная которые можно уловить момент перегрева и не глядя на приборы.

Так, если перегрев возникает из-за малого количества антифриза в системе охлаждения, то первым на это отреагирует отопитель, расположенный в высокой точке системы, — горячий антифриз перестанет туда поступать. То же произойдет и при кипении антифриза, т.к. оно начинается в самом горячем месте — в головке блока цилиндров у стенок камеры сгорания, — а образовавшиеся паровые пробки запирают проход охлаждающей жидкости к отопителю. В результате подача горячего воздуха в салон прекращается.

О том, что температура в системе достигла критического значения, точнейшим образом свидетельствует внезапно появившаяся детонация. Поскольку температура стенок камеры сгорания при перегреве значительно выше нормы, это непременно провоцирует возникновение ненормального горения. В результате перегретый двигатель при нажатии на педаль газа напомнит о неисправности характерным звонким стуком.

К сожалению, и эти признаки нередко могут остаться незамеченными: при повышенной температуре воздуха отопитель выключают, а детонацию при хорошей шумоизоляции салона можно просто не услышать. Тогда при дальнейшем движении автомобиля с перегретым двигателем начнет падать мощность, и появится стук, более сильный и равномерный, чем при детонации. Тепловое расширение поршней в цилиндре приведет к увеличению их давления на стенки и значительному росту сил трения. Если же и этот признак не будет замечен водителем, то при дальнейшей работе двигатель получит основательные повреждения, и без серьезного ремонта уже, к сожалению, не обойтись.

Отчего возникает перегрев

Внимательно присмотритесь к схеме системы охлаждения. Практически каждый ее элемент в определенных обстоятельствах может стать отправной точкой перегрева. А его первопричины в большинстве случаев такие: плохое охлаждение антифриза в радиаторе; нарушение уплотнения камеры сгорания; недостаточное количество охлаждающей жидкости, а также негерметичность в системе и, как следствие — уменьшение избыточного давления в ней.

Первая группа, помимо очевидного наружного загрязнения радиатора пылью, тополиным пухом, листвой, включает еще неисправности термостата, датчика, электродвигателя или муфты включения вентилятора. Встречается и внутреннее загрязнение радиатора, однако не из-за накипи, как бывало много лет назад после длительной эксплуатации двигателя на воде. Тот же эффект, а иной раз намного более сильный, дает применение различных герметиков для радиатора. И если последний действительно забит таким средством, то прочистить его тонкие трубки — довольно серьезная проблема. Обычно неисправности этой группы легко обнаруживаются, а чтобы доехать до стоянки или СТО, достаточно бывает пополнить уровень жидкости в системе и включить отопитель.

Нарушение уплотнения камеры сгорания — тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая «подушка», дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, — чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная негерметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.

Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после «разъедания» трубок так называемым «Тосолом» неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса — после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки.

Негерметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, — тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100 градусам С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно негерметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.

Что происходит при перегреве

Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает.

Такое явление носит обычно местный характер — вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь — трещины. В бензиновых двигателях — обычно между седлами клапанов, а в дизелях — между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью.

При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой — дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные.

Читать еще:  Abs двигатель фольксваген характеристики

Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными «мокрыми» гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки.

В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся.

Не менее опасен перегрев и для цилиндро-поршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения цилиндров. А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре.

Дальнейшая судьба такого двигателя известна — капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.

Если двигатель все-таки перегрелся

Очевидно, надо сразу остановиться на обочине дороги или у тротуара, выключить двигатель и открыть капот — так двигатель будет охлаждаться быстрее. Кстати, на этой стадии в подобных ситуациях так поступают все водители. А вот дальше они допускают серьезные ошибки, от которых мы хотим предостеречь.

Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора. На пробках иномарок не зря пишут «Never open hot» — никогда не открывайте, если радиатор горячий! Ведь это так понятно: при исправном клапане пробки система охлаждения находится под давлением. Очаг кипения расположен в двигателе, а пробка — на радиаторе или расширительном бачке. Открывая пробку, мы провоцируем выброс значительного количества горячей охлаждающей жидкости — пар вытолкнет ее наружу, как из пушки. При этом ожог рук и лица почти неизбежен — струя кипятка ударяет в капот и рикошетом — в водителя!

К сожалению, от неведения либо от отчаяния так поступают все (или почти все) водители, видимо, полагая, что тем самым разряжают ситуацию. На самом деле они, выплеснув остатки антифриза из системы, создают себе дополнительные проблемы. Дело в том, что жидкость, кипящая «внутри» двигателя, все-таки выравнивает температуру деталей, тем самым, снижая ее в наиболее перегретых местах.

Но кое-кто умудряется пойти еще дальше. Если рядом оказалась вода, они льют ее, холодную, на двигатель ведром — чтобы он, родимый, поскорее остыл. Последствия почти всегда одни — головка блока треснет наверняка.

Перегрев двигателя — это как раз тот случай, когда, не зная, что делать, лучше не делать ничего. Минут десять-пятнадцать, по крайней мере. За это время кипение прекратится, давление в системе упадет. И тогда можно приступать к действиям.

Убедившись, что верхний шланг радиатора потерял былую упругость (значит, давления в системе нет), аккуратно открываем пробку радиатора. Теперь можно долить выкипевшую жидкость.

Делаем это аккуратно и медленно, т.к. холодная жидкость, попадая на горячие стенки рубашки головки блока, вызывает их быстрое охлаждение, что может привести к образованию трещин.

Закрыв пробку, запускаем двигатель. Наблюдая за указателем температуры, проверяем, как нагреваются верхний и нижний шланги радиатора, включается ли после прогрева вентилятор, и нет ли утечек жидкости.

Самое, может быть, неприятное — отказ термостата. При этом, если клапан его «завис» в открытом положении, — беды нет. Просто двигатель будет медленнее прогреваться, поскольку весь поток охлаждающей жидкости направится по большому контуру, через радиатор.

Если же термостат остается закрытым (стрелка указателя, медленно достигнув середины шкалы, быстро устремится к красной зоне, а шланги радиатора, особенно нижний, останутся холодными), движение невозможно даже зимой — двигатель тут же снова перегреется. В этом случае нужно демонтировать термостат либо хотя бы его клапан.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, ее желательно устранить или хотя бы уменьшить до разумных пределов. Обычно «течет» радиатор из-за коррозии трубок на ребрах или в местах пайки. Иногда такие трубки удается заглушить, перекусив их и загнув края пассатижами.

В случаях, когда полностью устранить серьезную неисправность в системе охлаждения на месте не удается, нужно хотя бы доехать до ближайшей СТО или населенного пункта.

Если неисправен вентилятор, можно продолжить движение с включенным на «максимум» отопителем, который берет на себя значительную часть тепловой нагрузки. В салоне будет «немножко» жарко — не беда. Как известно, «пар костей не ломит».

Хуже, если отказал термостат. Выше мы уже рассмотрели один вариант. Но если вы не можете справиться с этим прибором (не хотите, не имеете инструментов и т.п.), можно попробовать еще один способ. Начните движение, — но, как только стрелка указателя приблизится к красной зоне, выключайте двигатель и двигайтесь накатом. Когда скорость упадет, включите зажигание (легко убедиться, что по прошествии всего 10-15 секунд температура уже будет меньше), снова запустите двигатель и повторяйте все сначала, непрерывно следя за стрелкой указателя температуры.

При определенной аккуратности и подходящих дорожных условиях (нет крутых подъемов) таким способом можно проехать десятки километров, даже когда охлаждающей жидкости в системе осталось совсем мало. В свое время автору удалось таким образом одолеть около 30 км., не причинив двигателю заметного вреда.

Источник: auto.ncity.ru

Еще несколько статей из раздела «Вы и автомобиль»

Характеристики датчиков перегрева двигателя

Стабильной работе мотора способствует исправная система охлаждения, поддерживающая температуру двигателя в рабочем диапазоне. Любые неисправности деталей системы охлаждения могут спровоцировать перегрев двигателя автомобиля, пагубно повлияв на его работоспособность и даже вывести его из строя – в особо тяжелых случаях.

Причины перегрева двигателя могут быть самыми разными. Одни из них довольно тривиальны, другие – гораздо серьезнее. Проблему повышенной температуры приводного устройства нельзя недооценивать. Причину перегрева двигателя необходимо найти как можно скорее, а затем сделать все, чтобы восстановить его нормальное состояние.

В случаях перегрева есть два варианта исхода событий: двигатель подлежит восстановлению, либо из-за перекоса головки и блока цилиндров, придется менять двигатель в сборе.

Возможные причины перегрева двигателя

При проектировании конструкции двигателя инженеры учитывают факт, что агрегат будет длительное время работать в строго определенном диапазоне температур. Простыми словами, учитывается факт, что двигатель после запуска набирает температуру до рабочей зоны, после чего этот диапазон удерживается на протяжении всей работы мотора.

Как правило, в современных силовых агрегатах диапазон температуры, которая считается рабочей, варьируется от 85 до 110 градусов. Это значит, что задача охлаждающей системы – недопущение выхода за заданный порог температуры.

Важность в поддержании рабочей температуры объясняется тем, что это способствует благоприятному режиму работы двигателя, соотношению рабочих зазоров между деталями, соблюдение необходимой вязкости моторного масла и сохранение его свойств.

Также от температуры мотора зависит расход топлива, так как в впрысковых моторах датчик температуры ОЖ участвует в смесеобразовании.

Признаки перегрева двигателя

Сегодня транспортные средства оборудуются бортовыми компьютерами, которые следят за рабочими параметрами мотора. В таких авто все просто: на дисплее загорается ошибка «перегрев двигателя», если его температура превышает допустимый предел.

Косвенные признаки

Иногда лампа перегрева двигателя молчит, но транспортное средство ведет себя странно. Возможно, что отказал сенсор или неисправен индикатор. Опытные водители знают, что система оповещения может подвести, поэтому нужно обращать внимание на косвенные признаки.

Даже если датчик перегрева двигателя не подает сигналов, рабочая температура может быть значительно выше оптимальной. Следующие признаки часто означают, что мотор перегрет:

  • вентилятор работает дольше обычного;
  • работа «движка» сопровождается посторонними шумами;
  • не работает обогрев салона;
  • заметно упала мощность;
  • на свечах появился налет;
  • потемнела охлаждающая жидкость (ОЖ);
  • моторное масло быстро стало черным.
Читать еще:  Двигатель k24z4 технические характеристики

Игнорирование подобных признаков приводит к аварии.

Утечка охлаждающей жидкости

Если долив недостающей охлаждающей жидкости не решает проблемы и двигатель перегревается и дальше, это может указывать на утечку.

Утечка антифриза приводит к моментальному перегреву, к тому же система охлаждения заполняется воздухом, образовывая пробку. Причин для утечки охлаждающей жидкости масса:

  • повреждение резинового патрубка,
  • разрушение радиатора,
  • неисправность сальника водяного насоса,
  • пробой прокладки головки блока цилиндров,
  • неисправность теплообменника.

Исправляется ситуация путем замены неисправных деталей на новые, а в случае невозможности вовремя заменить поврежденную деталь можно воспользоваться герметиком для системы охлаждения.

Перегрев двигателя автомобиля из-за неисправностей радиатора

Дефектный радиатор чаще всего ответственен за потерю охлаждающей жидкости. Следует помнить, что этот элемент автомобиля расположен так, что постоянно подвергается воздействию вредных внешних факторов.

Наиболее опасными являются вода и соль, которые могут вызвать протечку радиатора, что обычно происходит в его нижней части. К счастью, проверка этого факта не требует посещения специализированного центра.

Все, что нужно сделать, это запустить двигатель и убедиться, что под передней частью автомобиля нет пятен. Если они есть, это будет означать отверстие в радиаторе, которое обычно вызывает его замену. Если пятно отсутствует, необходимо проверить другие компоненты системы охлаждения.

Дефекты шлангов радиатора

Источником утечки также могут быть хорошо видимые шланги радиатора. Если они имеют трещины, водитель должен будет заменить их на новые. Необходимо проверять их состояние, а также сборку на разъемах, на которые они могли быть нанесены слишком слабо.

Кабельные хомуты

Кабели на разъемах монтируются с помощью хомутов. Со временем может возникнуть коррозия, поэтому они не удерживают шланги радиатора с достаточной силой. Это также может привести к утечке.

Головной разъем

Пластиковый наконечник также может быть причиной утечки охлаждающей жидкости. Слишком сильное затягивание приводит к повреждению в виде трещины, что может привести к утечке. Поврежденную часть следует заменить новой.

Двигатель перегревается из-за недостаточной циркуляции

Часто виновником плохой циркуляции является загрязнение рубашки охлаждения и радиатора. Происходит это по причине использования некачественной жидкости, которая оставляет сульфатные отложения, заграждающие путь для ОЖ.

Источником проблемы с повышенной температурой двигателя также может быть поврежденный насос охлаждающей жидкости, который отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насосы, оснащенные пластиковым рабочим колесом, наиболее подвержены этой неисправности.

Если водяной насос вышел из строя, то снижается эффективность работы системы: он может пропускать жидкость, шкив из-за подшипника может заклинить, или вращаться с люфтом.

При покупке новой неоригинальной помпы можно заметить, что крыльчатка более дешевого насоса имеет другую форму, а значит, он не обеспечит рабочим давлением систему.

Причины перегрева дизельного двигателя

Дизель может перегреваться по разным причинам. За поддержание рабочей температуры дизельного двигателя в строго ограниченных рамках отвечает система охлаждения. Для контроля и обнаружения интенсивного роста или падения температуры двигателя на приборной панели большинства автомобилей присутствует отдельный указатель.

Как показывает практика, своевременно выявить отклонения от нормы во время движения удается не всегда. Также следует учитывать возможные неисправности датчика температуры дизельного двигателя или индикатора на панели приборов. Прямыми и косвенными признаками перегрева дизельного двигателя могут служить:

  • постоянная работа вентилятора системы охлаждения на максимальной скорости вращения в режиме холостого хода (при наличии электрического привода);
  • повышение уровня шума и вибраций в процессе работы ДВС, падение мощности, детонационные стуки;
  • появление белого пара из подкапотного пространства, который стал заметен в процессе езды;

Низкий уровень и утечка ОЖ

Одной из наиболее распространенных причин перегрева является нехватка охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизельного двигателя. ОЖ имеет свойство со временем выпариваться, так как составным компонентом является дистиллированная вода. В этом случае необходимо долить воду или разбавить водой концентрат тосола/антифриза в нужной пропорции, а уже потом залить полученную смесь в расширительный бачок.

Также запрещено заливать жидкость в горячий мотор, чтобы не повредить двигатель по причине разницы температур между разогретым силовым агрегатом и свежей жидкостью для охлаждения. Если замечено интенсивное падение уровня после долива ОЖ, тогда следует визуально осмотреть патрубки и соединения, радиатор, сам расширительный бачок, а также место расположения водяного насоса (помпы) системы охлаждения на предмет наличия трещин или других повреждений, а также подтеканий.

Еще одной причиной падения уровня ОЖ могут являться трещины в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров, а также повреждение прокладки головки блока. Если данные повреждения затрагивают каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (рубашка охлаждения двигателя), тогда часть жидкости из системы охлаждения может попадать в цилиндры дизельного двигателя, а также в систему смазки дизельного ДВС.

Радиатор и термостат

Если уровень ОЖ в норме, но температура двигателя заметно превышает допустимую, тогда перегрев дизельного двигателя может быть также связан со снижением эффективности охлаждения жидкости в радиаторе. Загрязненные «соты» радиатора не позволяют данному элементу системы охлаждения нормально совершать теплообмен. В этом случае радиатор необходимо тщательно отмыть.

Дизель может также перегреваться по причине неисправностей термостата, а именно когда термостат дизельного двигателя заклинил на открытие. Постоянно закрытый термостат с ростом температуры двигателя не открывается, заставляя жидкость совершать движение только по малому контуру (малый круг). Это значит, что ОЖ не проходит по большому кругу (через радиатор) для охлаждения.

Другие проблемы, из-за которых двигатель перегревается

Утечка антифриза является наиболее распространенной, но только одной из причин перегрева двигателя. Другие элементы могут быть ответственны за этот факт, в том числе вентилятор, термостат, датчик температуры, насос охлаждающей жидкости или прокладка головки блока цилиндров.

Датчик температуры

Повышенная температура двигателя может указываться неисправным датчиком температуры, который следует проверять, подключив автомобиль к компьютеру или заменив его новой деталью. Стоит подчеркнуть, что проблемой может быть не только сам датчик, но и кабель питания.

Термостат

Термостат является элементом, отвечающим за поддержание правильной температуры двигателя. Когда он перегревается, стоит присмотреться. Это не сложно. Нужно просто положить руку на шланг, ведущий к радиатору.

Если он теплый и жесткий, значит, термостат работает нормально. Если термостат вышел из строя, можно ожидать два варианта развития событий: долгого прогрева и перегрева.

Холодная труба является признаком заклинивания в закрытом положении, когда охлаждающая жидкость работает в небольшом контуре, минуя радиатор, соответственно, перегрев неминуем.

В этой ситуации водителю остается заменить термостат, а затем вентилировать всю систему.

Вентилятор

Стоит также сосредоточиться на вентиляции, если перегрев двигателя происходит во время медленной езды по городу. Скорее всего, виноват тот ремень, который мог с него упасть. Кроме того, шнур питания также может быть отключен.

Прокладка ГБЦ

Поврежденная прокладка головки также может привести к перегреву двигателя. Тогда повышенная температура двигателя является лишь одним из признаков такого отказа. Другими симптомами, указывающими на проблему с прокладкой, являются белые выхлопные газы и пузырьки, появляющиеся в расширительном баке.

Что делать, если двигатель перегрелся

Если индикатор температуры двигателя приближается или уже находится на красном поле, необходимо остановить транспортное средство в безопасном месте и выключить двигатель. Затем проверить систему охлаждения. Может оказаться, что перегрев двигателя автомобиля спровоцирован недостатком хладагента, который в этом случае необходимо пополнить как можно скорее.

Не стоит забывать, что запрещено делать доливку, когда двигатель горячий – нужно ждать, пока температура ДВС и самой охлаждающей жидкости не снизится. В противном случае водитель подвергнется сильным ожогам при открытии расширительного бачка.

Также следует помнить, что нельзя добавлять холодный антифриз в горячий – это может отрицательно повлиять на его свойства.

Симптомы и причины перегрева двигателя

Перегрев может быть вызван рядом различных проблем, таких как:

  • Низкий уровень охлаждающей жидкости — если охлаждающая жидкость не доливается регулярно или протекает, двигатель будет перегреваться.
  • Неисправность вентилятора — независимо от того, является ли охлаждающий вентилятор электрическим или ременным, если он по какой-либо причине перестанет работать, произойдет перегрев.
  • Неисправный термостат — термостат открывается и закрывается в зависимости от температуры. Если он не открывается, охлаждающая жидкость не может циркулировать и двигатель перегревается.
  • Засорен радиатор — если радиатор забивается насекомыми, ржавчиной или другим мусором, он не будет циркулировать должным образом, вызывая перегрев.
  • Ограниченный выхлоп — Если каталитический нейтрализатор на выхлопной трубе был раздавлен, поток выхлопных газов от двигателя также становится ограниченным, что, в свою очередь приводит к перегреву.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector