Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эксплуатация турбированного двигателя

Эксплуатация турбированного двигателя

Знаете ли Вы, многоуважаемый посетитель, что зачастую обладатели машин с турбинными моторами неправильно их используют? Бензиновый турбомотор — это не шутки, и знание всех нюансов довольно значимо и служит повышению ресурсоемкости.

Допустим, советуют внимательно и с особым рвением относиться к системе впуска и смазки, так как в ряде случаев именно эти системы оказывают большое влияние на долгосрочное функционирование двигателя. Грамотная эксплуатация турбомотора и всех его агрегатов подразумевает, что требуется постоянно контролировать качество используемой смазки и ее уровень, знающе заводить и останавливать двигатель, соблюдать остальные требования.

Уровень масла

Рекомендаций по обслуживанию турбомоторов большое количество. Первая касается уровня смазки. Нужно непрерывно следить за ним, так как турбомотору масляное «голодание» грозит тяжелыми последствиями. Масло в турбинном двигателе играет огромную роль, оно обеспечивает эффективную работу подшипников и других важнейших агрегатов.

Любому понятно, что при падении уровня смазки и ее нехватке, подшипники требуемого количества ее не имеют, а значит, происходит быстрый износ, что приводит к поломке. Особенно тщательно следует контролировать наличие желательного уровня масла турбомотора, а при выяснении отклонения от нормы, это нужно исправить. Следует установить причины прожорливости и безотлагательно их устранить, так как возможна поломка маслонасоса или другого существенного элемента.

Не газуй при старте

Еще одна рекомендация — не преувеличивать с нажатием на акселератор в момент запуска. Усердно «газовать» недопустимо, потому что турбомотору для достижения рабочего давления хватает небольшого мгновения. При режиме работы впустую, даже меньше минуты турбина может прийти в негодное состояние.

Но этот момент не касается обладателей машин с турбодвигателями, оснащенными штатной системы старта/остановки мотора Start&Stop, показавшей себя только с лучшей стороны.

Требования к применяемым маслам

Немаловажный факт: если в атмосферный мотор масло следует заливать рекомендованное изготовителем, то в случае с турбинным этот момент имеет еще большее значение. Экономия на масле недопустима и, можно сказать, преступна. Известно, что эксплуатация мотора с низкокачественным и загрязненным маслом приводит к его выходу из строя и дорогому ремонту. Требования к маслу, обозначенные производителем, необходимо беспрекословно соблюдать.

А ещё нужно знать, что масла, обозначенные разработчиками для турбомоторов, не идентичны по своим параметрам и характеристикам смазкам, применяемых в атмосферных двигателях. Возникает логичный вопрос, с чем это связано? Все это связано с влиянием повышенных температур и нагрузок при эксплуатации турбоагрегата. В типичном атмосферном двигателе такие критичные воздействия на смазку отсутствуют.

Так же следует знать, что смешивание масел, различных по своей вязкости и типам, а так же от разных производителей, не допускается. Даже бренду производителя смазки рекомендуют не изменять, а постоянно пользоваться одним и тем же. Это ведет к значимой износостойкости и долговечности, надежности турбинного мотора. Используйте только лучшие масла и смазки в турбомоторе!

Если турбомотор бывал в сервисе

Зачастую встречаются владельцы турбодвигательных автомобилей, побывавших в автосервисе. В таком моторе настоятельно рекомендуется проверить уровень, загрязненность и качество масла. Так же следует проверить коленвал на остановленном двигателе. Необходимо удостовериться в наличии нормального давления масла в системе и его циркуляции. И только после этого можно заводить автомобиль и убедиться в должном функционировании при холостых оборотах в стояночном положении в течении 10-15 минут.

Турбодизель

В случае, когда вы являетесь обладателем машины с турбодизельным мотором, следует крайне критично относиться к качеству горючего. При использовании горючего сомнительного качества, существует возможность загрязнения топливной системы, а, следовательно, и утрата былой мощи мотора. При использовании низкокачественного топлива турбоагрегат будет введен в режим восполнения оборотов и снизит свою износостойкость.

Какие рекомендации при этом важны? Безусловно, заправку производить только на проверенных станциях. При возникновении сомнений в качестве горючего его советуют отфильтровать. В принципе, автомашина любит трепетного отношения к себе. А машину с турбомотором данный принцип затрагивает в первую очередь. При правильном уходе, «кормлении» только качественными горюче-смазочными материалами, автомобиль не раз вас порадует, существенно увеличится его мощность и долговечность.

Заводим и останавливаем турбодвигатель

Необходимо помнить, каким образом заводить турбодвигатель при отрицательной температуре. Перед запуском многие специалисты советуют провернуть турбомотор от трех до пяти раз. И уже после проведения процедуры «предзапуска» окончательно запустить и «погонять» мотор на холостых оборотах, не трогаясь с места.

Данная операция делается для начала циркуляции масла и заполнения системы, во избежание образования перегрузок. Существуют определенные нюансы, относящиеся к остановке турбомотора. Перед остановкой нужно позволить двигателю чуть-чуть охладиться. Между прочим, это относится и к атмосферным моторам.

Давно известен факт, что эксплуатация при повышенных оборотах приводит к работе систем внутри мотора в условиях повышенных температур. Нельзя допускать мгновенного останова, ведь это приводит к резкому температурному скачку, который негативно сказывается на долголетии турбомотора. Долговечность и надежность турбоагрегата значительно уменьшается.

Турбомотор обладает большей мощностью, но это приводит и к высоким нагрузкам. Из этого следует пониженный ресурс эксплуатации такого мотора. При хорошем уходе и правильной эксплуатации турбоагрегата, он без хлопот перепрыгнет отметку в 150000 км.

Профессиональный стиль вождения

Правильный стиль вождения — немаловажный фактор для турбомотора. Нужно помнить, что турбина — это конструктив, работающий и эксплуатируемый в режиме высоких нагрузок. А это значит, что использовать его длительное время в режиме пониженных оборотов мотора не допустимо. Специалисты советуют даже давать работать турбомотору хотя бы раз в полторы — две недели в режиме максимально допустимых оборотов.

Таким способом инициализируют процесс прочистки системы надува компрессора, а так же существенно продлевают время обслуживания без поломок. Немаловажно и не допускать продолжительного вождения при высоких оборотах, потому что такой стиль вождения может «перекрутить» турбоагрегат. Эксплуатация и вождение на турбомоторе со средними оборотами — подходящая тактика.

Не допускается продолжительная эксплуатация двигателя на холостом ходу. В связи с чем? Наверное, для Вас будет открытием то, что если турбомотор проработает в режиме холостого хода более 30 минут, то это приводит к его поломке? Объясняют это тем, что при таком режиме работы турбодвигателя есть большая вероятность засорения и загрязнения турбоагрегата. Маслоотводящая трубка засоряется или возможно поступление масла в цилиндры мотора, что ведет к поломке различных составляющих цилиндров и поршневой.

Минусы турбомоторов

Какие бы хвалебные слова вы не услышали о моторах с турбинами, они имеют свои недочеты. Недочеты турбомоторов не просто малозначительные мелочи и недоделки, доставшиеся после их выпуска с конвейера, а объективные составляющие. К примеру, одним из них является большое потребление горючего.

Но, хотя недочет этот и значительный, всё же он имеет и позитивные моменты. Например, чем больше данный мотор «скушает» горючки, тем он будет мощнее. К примеру, турбодвигатель в 1400 кубиков может развить параметры с показателями (поразительно!) в 1,7 раз больше, чем аналогичный по объему атмосферник.

Особая специфика турбомотора предполагает тщательное наблюдение за качественными показателями масла. Недостатком тут считается необходимость обслуживания масла как в самом моторе, так и в турбине. И суть этого минуса даже не в расходе масла, который не так существенен, а в непрерывном наблюдении за качеством смазки и минимальные периоды между сменой масла.

Очередным минусом будет повышенная чувствительность к качеству заправляемого горючего. Как бензин, так и дизельное топливо (а оно ещё больше) применимы только высочайшего качества. Если по незнанию «подпитать» атмсферный мотор бензином с октановым числом хуже 95, то трагедии не будет. Это и не советуют практиковать часто, но двигатель стерпит и простит.

А вот с турбомотором не всё так хорошо. Такие бездумные действия мгновенно создадут проблему, которая выразится в значительных и больших затратах на восстановление системы. Именно немалостоящее восстановление обуславливает следующий недочет турбомоторов. В России стоимость восстановления достигает 75000 рублей, а это, бесспорно, значительная сумма.

Читать еще:  Двигатель b5254t2 технические характеристики

Но, не смотря ни на что, работа турбомотора на порядок лучше работы обычного, потому что показатели эффективности и мощности намного выше. Владельцев машин с таким двигателем можно только поздравить. Следите за двигателем своего автомобиля, и он отблагодарит Вас высокой эффективностью и стабильным режимом работы в любых условиях.

Двигатель с турбонаддувом. Плюсы и минусы турбированных двигателей.

Для повышения эффективности двигателя может применяться весьма эффективная система, которая носит название двигатель с турбонаддувом. Применение системы подобного плана способствует не только увеличению мощности двигателя, но и позволяет экономить топливо при его работе. При этом токсичность отработанных газов значительно снижается.

  • Что такое турбонаддув?
  • Как работает двигатель с турбонаддувом?
  • Из чего состоит система турбонаддува?
  • Минусы турбированных двигателей

Что такое турбонаддув?

Турбонаддув — система принудительного нагнетания воздуха в цилиндры двигателя, в следствии чего в камеру сгорания попадает большее количество топливно-воздушной смеси. Увеличение количества топливно-воздушной смеси повышает среднее эффективное давление в цилиндрах, что приводит к существенному увеличению мощности двигателя при его неизменных конструктивных параметрах. Работает двигатель с турбонаддувом за счет использования энергии отработавших газов либо за счет приводного нагнетателя, который жёстко связан с двигателем и тратит на свою работу часть его мощности.

Как работает двигатель с турбонаддувом?

В основу принципа положена сила энергии, которой обладают отработанные газы. Она приводит в движение колесо турбины. Оно, в свою очередь, способствует вращению колеса компрессора. В этом свою помощь оказывает роторный вал. Задача компрессорного колеса состоит в сжатии воздуха. Он нагревается, а после поступления в интеркулер подвергается охлаждению, и осуществляется подача в цилиндры.

Насколько интенсивно будет работать система, зависит от характера работы самого силового агрегата. При этом следует сказать о том, что жесткая связь турбонаддува с коленвалом движка отсутствует. Энергия отработанных газов растет с увеличением числа вращений движка. Чем сильнее работает мотор, тем интенсивнее возрастает энергетический потенциал. Следовательно, растет и подача сжатого воздуха.

Однако не все здесь так просто. Имеется ряд факторов, которые являются сдерживающими в применении турбрнаддува. Прежде всего, к таким факторам можно отнести детонацию. Возникновение ее элементарно обусловлено тем, что бензиновый агрегат просто резко увеличивает свое вращение. Другим фактором являются значительные температурные параметры, которые имеют отработанные газы. Это обеспечивает значительный нагрев турбонагнетателя и двигателя с турбонаддувом в целом.

Из чего состоит система турбонаддува?

Конструктивно в состав устройства турбонаддува входит турбокомпрессор, интеркулер, устройство, регулирующее давление наддува и другие узлы. Однако первую скрипку в такой конструкции играет турбокомпрессор. При помощи него и обеспечивается рост давления в системе впуска воздуха.

Воздушные массы необходимо каким-то образом охлаждать. Для этой цели в конструкции предусмотрен интеркулер. Охлаждая сжатый воздух, поступающий из компрессора, он способствует повышению его плотности. В результате этого увеличивается давление. Конструктивно он представляет собой радиатор, причем тип его может быть как жидкостный, так и воздушный.

Система управляется посредством регулятора наддува. Он представляет собой не что иное, как перепускной клапан. Основное предназначение его состоит в ограничении давления отработанных газов. Они не все направляются на турбинное колесо: определенное их количество идет мимо него. При этом давление наддува становится оптимальным. Клапан приводится в действие с помощью пневматики или электричества. Датчик посылает сигналы, в результате чего наблюдается срабатывание клапана.

Предусматривается и предохранительный клапан. Дроссельная заслонка может резко закрыться, что обусловит резкий скачок воздуха. Работа этого клапана и состоит в защите от подобных действий.

В случае агрегатов достаточно большой мощности применяется система, предполагающая два параллельных турбокомпрессора.

Если турбины на силовой агрегат устанавливаются последовательно, то это обеспечивает повышение производительности за счет работы различных турбокомпрессоров при разной частоте вращения мотора. Разработчики на месте не стоят, а стараются идти вперед. При этом он вместо двух устанавливает три и даже четыре последовательных турбокомпрессора.

Минусы турбированных двигателей

В целом все минусы турбонаддува состоят в слудующем:

  • Увеличенный расход топлива. При равных объемах, двигатель с турбонаддувом будет потреблять больше топлива примерно на 20%, но и выдавать лошадиных сил на 70% больше. Для кого то это может быть плюсом, но большинству автовладельцев это может быть и не нужно.
  • Ресурс турбо двигателя. Поскольку по мощности двигатель становится сильнее, а характеристики общего плана остаются неизменными, происходит износ весьма интенсивного характера основных узлов. Результатом этого является уменьшение ресурсных возможностей двигателя.
  • Масляное голодание. К недостаткам можно отнести и то, что снижается устойчивость к износу поршневой группы. Ресурс самой турбины существенно снижается. Этому способствует то, что давление со стороны картерных газов возрастает. Если работа в таких условиях наблюдается продолжительное время, то может возникнуть «масляное голодание». Оно в свою очередь может привести к поломке турбокомпрессора. Проблемы со стороны такого важного узла могут обусловить поломку самого мотора.
  • Турбояма и турбо подхват. Существуют такие понятия, как турбояма и турбо подхват. Первая имеет место в ситуациях, когда резко нажимают на педаль газа. Когда происходит преодоление турбоямы, резко увеличивается давление турбонаддува. О явлении турбоямы мы уже писали ранее в статье, кому интересно, можете почитать.
  • Качественное топливо и масло. Заправлять придется топливо только самого высокого качества, в противном случае турбина может очень быстро умереть. Помимо этого, использование турбин предполагает наличие моторных масел особых сортов. При этом сроков обслуживания непременно надо придерживаться в соответствии с рекомендациями производителя. Высокие требования при этом предъявляются и к воздушному фильтру, который менять придется в 2 раза чаще, чем на атмосферном двигателе.
  • Дорогостоящий ремонт и обслуживание. Конструкция и устройство турбины довольно сложны и применяются там только качественные материалы, поэтому и стоимость их не маленькая. А если к этому прибавить и дороговизну самой работы, то общая стоимость обслуживания и ремонта выходит круглой суммой. Так, например, стоимость капитального ремонта турбины в хорошем сервисе может составлять от 1000 до 1500 долларов США.

Не смотря на все сказанные минусы, двигатели с турбонаддувом — это будущее автомобилестроения на основе двигателей внутреннего сгорания(мы считаем что реальное будущее все же за автомобилями с электродвигателями). На текущий момент самые совершенные системы турбонаддува считаются двигатели TSI (Volkswagen) и TFSI (Audi). Но не сильно отстают и японские производители, такие как EJ20 (Subaru), 13B-REW (Mazda), RB26DETT (от Nissan), 2JZ-GTE (Toyota), 4G63 (Mitsubishi) и т.д.

Турбированные двигатели и особенности их эксплуатации

  • Принцип работы турбированных установок
  • Распространенные повреждения и неисправности турбокомпрессора
  • Нарушение подачи смазывающей жидкости вызвано следующими причинами:
  • Карбонизация масла возникает по следующим причинам:
  • Особенности и нюансы проведения технического обслуживания турбированных силовых агрегатов
  • Подведем итоги

Значительно мощнее и эффективнее турбины высокого наддува. У двигателей оснащенных ими, рабочие характеристики и объем в полтора-два раза превышают аналогичные показатели на атмосферных силовых агрегатах. Конструкция такой установки значительно сложнее. Дополнительно в нее включен специальный клапан, назначение которого заключается в устранении давления, как только его величина достигает критической отметки. Такая мера необходима для сохранения целостности силового агрегата, поскольку высокое давление и большие обороты крыльчатки турбины могут повредить его детали.

В конструкцию большинства турбированных агрегатов обязательно включается интеркулер, назначение которого заключается в охлаждении нагнетаемого турбиной воздуха и обогащении его кислородом.

На современных двигателях имеющих системы впрыска топлива последнего образца, полностью исключена потеря мощности в момент резкого нажатия акселератора (подобное явление носит название «турбояма»). В последнее время автомобильные турбины все больше совершенствуются, что позволяет устанавливать на транспортные средства мощные силовые агрегаты компактных размеров.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя 42130н

Принцип работы турбированных установок

Выхлопные газы приводят в действие крыльчатку турбины, постоянно раскручивая ее до высокой скорости (более 100 тыс. об/мин). При этом ось ведущего колеса соединяется с корпусом турбоустановки при помощи подшипников скольжения, смазка которых осуществляется подающимся под давлением моторным маслом.

Стоит заглушить мотор, как уровень масла начнет снижаться, а нагнетающая и ведущая крыльчатки все равно продолжат свое вращение, при этом их подшипники останутся без смазки, а это негативно отражается на работе турбокомпрессора.

Вследствие увеличения зазора, смазывающая жидкость проникает во впускной коллектор, а после чего – в цилиндры мотора, где и сгорает. Это явление сопровождается протяжным звуком, напоминающим вой в области подкапотного пространства. Помимо этого, недостаток смазки губителен как для подшипников турбины, так и для других ее деталей, поскольку масло выполняет еще и функцию охлаждающей жидкости. Например, продолжительная работа силового агрегата сопровождается повышенным теплообразованием, соответственно корпус турбокомпрессора также подвержен нагреву, ввиду того что через него проходят выхлопные газы с высокой температурой, а если прекращается циркуляция масла внутри «улитки», на ее деталях и корпусе скапливается нагар.

Вариантом решения этой проблемы станет использование высококачественной смазывающей жидкости, а также установка специального турбо-таймера. Его назначение заключается в автоматическом выключении силового агрегата не сразу после отключения зажигания для остывания турбины. Большинство таких устройств оборудованы индикаторами, которые отражают температурный режим при работе турбоустановки. Работают как в автономном режиме, так и в совокупности с охранной системой автомобиля. Их минусом является отключение турбокомпрессора в случае достижения им критической величины прогрева.

Распространенные повреждения и неисправности турбокомпрессора

Попадание внутрь турбины инородных частиц выводят из строя крыльчатку и корпус агрегата, также это сопровождаются разбалансировкой ротора. Эксплуатировать транспортное средство, на котором поврежден турбокомпрессор, категорически запрещено, поскольку «улитка» может полностью разрушиться и вывести силовой агрегат из строя.

Нарушение подачи смазывающей жидкости вызвано следующими причинами:

  • неправильная установка турбины;
  • продолжительное время простоя силового агрегата;
  • повреждение системы маслоподачи;
  • непрогретый двигатель, вследствие чего масло не обладает достаточной текучестью;
  • засорение каналов подачи смазки;
  • недостаточное количество масла в картере;
  • несвоевременная замена фильтра;
  • повреждение картера двигателя.

Грязная смазывающая жидкость оставляет глубокие царапины на деталях турбокомпрессора. Чтобы избежать этого, необходимо использовать только высококачественное моторное масло и фильтрующие элементы, придерживаться регламентных сроков их замены. Также фильтры и масло желательно менять после проведения ремонта турбины, и обязательно – после ее замены. Грязная смазка вызывает следующие неисправности:

  • Засорение фильтров.
  • Повышенную выработку деталей силового агрегата и турбины.
  • Недостаточный уровень смазки всех взаимодействующих агрегатов двигателя, в результате чего они перегреваются и быстро выходят из строя.
  • Закупорку перепускного клапана в масляном фильтре.

Карбоновый налет также вызывает различные неисправности. Его образование на стенках и деталях агрегатов вызвано повышенной температурой выхлопных газов после выключения двигателя. Чтобы это предотвратить, перед тем как отключить силовой агрегат необходимо остудить подшипники скольжения, переведя двигатель в режим работы на холостых оборотах. Высокая температура с корпуса турбокомпрессора передается находящимся на нем подшипникам скольжения, в результате чего на них скапливаются отложения, вызванные карбонизацией масла. В результате этого повреждается масляные каналы, подшипники и вал турбины.

Карбонизация масла возникает по следующим причинам:

  • неудовлетворительное состояние смазывающей жидкости (старое масло);
  • отключение силового агрегата одновременно с прекращением движения без возможности ему проработать несколько минут на холостых оборотах, для того, чтобы остудить детали турбокомпрессора;
  • игнорирование регламентными сроками замены рабочих жидкостей, фильтров, а также несвоевременное выполнение технического обслуживания турбированного мотора;
  • наличие неисправности в системе подачи топлива;
  • завоздушивание каналов подачи масла;
  • нарушение циркуляции воздуха внутри мотора;
  • неполадки в выпускной системе;
  • некорректная работа системы впуска.

Особенности и нюансы проведения технического обслуживания турбированных силовых агрегатов

Мотор с турбонаддувом имеет свои эксплуатационные особенности. Требований к периодичности и проведения техосмотров у таких силовых агрегатов значительно меньше в сравнении с обычными двигателями. Однако для нормальной эксплуатации необходимо специальное высококачественное моторное масло, которое стоит недешево, и имеет меньший рабочий ресурс. Турбина автомобильного двигателя имеет сложную конструкцию, поэтому нарушение правил ее эксплуатации быстро выведет агрегат из строя.

Правильно подобранное моторное масло позволит значительно продлить ресурс двигателя, сократить расходы на его эксплуатацию и несколько сэкономить на топливе. Также не стоит забывать о масляном и воздушном фильтрах, которые необходимо периодически осматривать и менять согласно регламентным срокам.

Подведем итоги

Итак, чтобы турбированный мотор без проблем отслужил весь положенный ему моторесурс, необходимо придерживаться простых правил:

  1. Начинать движение только после прогрева силового агрегата, поскольку это нормализует процесс циркуляции рабочей жидкости и воздуха в нем.
  2. Двигаться после трогания необходимо с постепенным увеличением оборотов.
  3. После продолжительной езды следует дать остыть силовому агрегату, лишь потом его глушить, поскольку эта мера позволит не допустить резких перепадов температуры внутри турбины и значительно продлит ее ресурс.
  4. Долгая, более получаса работа мотора на холостых оборотах, является прямой причиной протечки масла с турбины в цилиндры автомобильного двигателя и его сгорания с образованием нагара и копоти, что также негативно отражается на работе установки и в некоторых случаях может попросту вывести ее из строя.
  5. Постоянно контролировать состояние моторной смазки, воздушного и топливного фильтров. Выполнять замену расходных элементов и рабочих жидкостей в соответствии с регламентом производителя, а в некоторых случаях (постоянное движение по грунтовым, пыльным дорогам), значительно раньше.
  6. Выполнять периодический, визуальный осмотр корпуса турбокомпрессора, и в случая обнаружения дефектов на нем немедленно принять меры к их устранению.
  7. Контролировать уровень и вязкость моторного масла. Заливать только высококачественную и сертифицированную смазывающую жидкость для турбированных силовых агрегатов.

Турбомотор — особенности эксплуатации

Статья об особенностях работы турбомотора — характеристики турбированных двигателей, нюансы функционирования. В конце статьи — видео о том, чего нельзя делать на турбомоторах. Статья об особенностях работы турбомотора — характеристики турбированных двигателей, нюансы функционирования. В конце статьи — видео о том, чего нельзя делать на турбомоторах.

Силовые установки с турбонаддувом уже давно не являются редкостью. Они более мощные, имеют небольшой объем и невероятно «пламенный» характер. Турбомоторы могут быть как бензиновыми, так и дизельными. Первые модификации турбинных двигателей имели репутацию не очень надежных. И действительно, турбина имела повышенный износ, из-за чего новым владельцам подержанных автомобилей с турбинным двигателем приходилось вкладывать в ремонт немалые средства.

Однако за последнее десятилетие турбинное моторостроение серьезно продвинулось в плане качества. Улучшилась сборка, а важные элементы турбодвигателя стали изготавливать из более термостойких и износостойких материалов. В результате существенно увеличился ресурс системы впуска, а срок службы турбины сравнялся со сроком службы самого двигателя (разумеется, при условии соблюдения правил эксплуатации).

О турбине

Турбина, которую часто называют «турбонаддувом», бывает двух типов: низкого и высокого давления. Турбина первого типа (низкого давления) создает турбулентные воздушные потоки в моторе и обеспечивает более качественное сгорание топлива. Однако наибольшей эффективностью обладает турбонаддув второго типа (высокого давления), который увеличивает мощность турбодвигателя примерно в 1.5 раза по сравнению с «атмосферным» агрегатом.

Некоторые автовладельцы и производители устанавливают на двигатель даже по две турбины сразу, делая из малолитражных моторов мощные агрегаты, не уступающие двигателям с большим объемом. Такие 2-х турбинные моторы оснащают дополнительными элементами:

    клапаном для снятия избыточного давления, которое может повредить двигатель;

  • интеркулером для охлаждения воздушной массы, нагревающейся при высоких оборотах турбины.
  • Особенности эксплуатации турбомотора

    Почти все владельцы автомобилей с турбодвигателями допускают одни и те же ошибки при их эксплуатации. Например, уделяют недостаточно внимания системам впуска и смазки, которые наиболее часто выходят из строя, делая невозможным эксплуатацию всего агрегата.

    Читать еще:  Автономный датчик температуры двигателя

    Чтобы предотвратить возможные неисправности, необходимо учитывать некоторые особенности эксплуатации турбированных моторов, что позволит продлить срок их службы и получить максимум пользы при их эксплуатации. При этом особое внимание следует уделять следующим факторам:

      Запуск турбодвигателя, в том числе при низкой температуре;

    Выключение двигателя с турбиной (термоудар);

    Работа турбодвигателя на холостых оборотах;

    Качество масла и топлива;

  • Воздушный фильтр.
  • Запуск турбодвигателя

    Правильный запуск турбодвигателя имеет важное значение для его срока службы. При запуске непрогретого турбированного мотора нельзя увлекаться педалью газа – турбодвигатель должен спокойно поработать на холостых оборотах не менее двух-трех минут, без «прогазовки».

    При «газовке» с непрогретым двигателем ротор турбины будет работать (на начальном этапе) с недостаточным количеством смазки. Если турбина будет часто работать на максимальных оборотах даже несколько секунд без достаточного количества смазки, это приведет либо к ее поломке либо к существенному сокращению срока ее службы.

    Запуск турбодвигателя при низкой температуре

    Запускать турбодвигатель при низкой температуре рекомендуется с предварительной прокруткой. Сначала стартером делаются 2 – 3 короткие прокрутки, после чего производится запуск турбодвигателя на холостых оборотах. Предварительная прокрутка позволяет запустить циркуляцию масла в двигателе и начать постепенное заполнение системы маслом, что предотвратит резкое возникновение внутренней нагрузки.

    И, конечно же, после запуска турбомотора в морозную погоду ему нужно дать время прогреться, чтобы нагрелось масло. В противном случае холодное масло не будет иметь нужной вязкости, что при подаче нагрузки станет причиной «кавитации» (пустоты), которая окажет разрушительное воздействие на подшипники.

    Выключение двигателя с турбиной (термоудар)

    Правильная остановка (выключение) турбодвигателя так же важна для его долговечности, как и правильный запуск. Перед полной остановкой турбированного двигателя необходимо дать ему возможность плавно остыть.

    Охлаждение турбины происходит с помощью масла, циркулирующего в самом устройстве. Если охлаждающий поток масла остановится, то турбина перегреется и выйдет из строя.

    Очень часто водители сначала гоняют свой автомобиль на пределе возможностей, а потом останавливаются и сразу глушат двигатель, лишая его тем самым охлаждающего потока. В результате раскаленные детали двигателя лишаются охлаждения и прикипают, что при повторном запуске становится причиной поломки агрегата. Нередко после такой поломки приходится менять целые узлы в сборе.

    После остановки автомобиля автоматическую коробку необходимо перевести в паркинговый режим и дать турбодвигателю поработать на холостом ходу хотя бы пару минут, чтобы масляный поток успел снять с деталей турбонаддува переизбыток температуры. Не нужно «газовать до упора» перед остановкой двигателя.

    Помимо всего прочего, резкое выключение турбодвигателя приводит к коксованию масла, с образованием нагара на поверхности вращающихся частей турбины.

    Турботаймер

    Для увеличения срока службы турбины существует специальное устройство – «турботаймер» (или сигнализация с турботаймером), который не входит в базовую комплектацию турбодвигателей и не устанавливается производителями.

    При этом водителю необязательно дожидаться остановки двигателя – достаточно просто включить турботаймер, закрыть машину, и можно уходить.

    Конечно, водитель и сам может подождать несколько минут и отключить двигатель. Но часто бывают ситуации, когда водители элементарно забывают о нужной задержке отключения или попросту куда-то спешат. Кстати, многие автомобили с турбодвигателями оснащены специальным разъемом для подключения турботаймерной сигнализации.

    Исходя из вышесказанного, главное правило для владельцев турбированных двигателей — дать турбине правильно остыть после интенсивной езды.

    Работа турбомотора на холостых оборотах

    Перед началом движения турбодвигателю нужно дать поработать на холостых оборотах, но не более 30 минут. Такое временное ограничение связано с тем, что на холостых оборотах происходит генерация низкого давления, которое может привести к протечкам масла в местах соединений.

    Появление таких протечек можно определить по синему выхлопу из выхлопной трубы. Дело в том, что давление масла в турбине намного больше давления накачиваемого воздуха, что приводит к просачиванию масла в местах соединений узлов. При этом жидкость оседает на деталях турбины с образованием нагара, что значительно снижает ресурс самой турбины.

    Важность качества масла

    Вторым по значимости «врагом» турбины является низкокачественное масло. При сильном нагревании от плохого масла образуются нагары и отложения, которые «убивают» сложный и тонкий впускной механизм. Именно поэтому двигатели с турбонаддувом требуют к себе более внимательного отношения.

    В турбодвигатель должно заливаться только то масло, которое рекомендовано производителем, со строгим соблюдением сроков его замены. А воздушный и масляный фильтры всегда должны содержаться в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями производителей.

    Воздушный фильтр

    От воздушного фильтра в турбодвигателе зависит не только чистота воздушной массы, нагнетаемой турбиной в двигатель, но и степень охлаждения турбины. Вследствие этого, за состоянием фильтра нужно следить регулярно и менять его через каждые 10 тыс. км пробега.

    Однако если автомобиль эксплуатируется в условиях большого запыления, то менять фильтр нужно чаще. Несвоевременная замена воздушного фильтра на турбодвигателе может привести к нехватке воздуха для турбокомпрессора, который способен разрушить фильтр своим давлением, с последующим засасыванием скопившегося в фильтре мусора (пыли, листьев, насекомых и др.).

    Более того, мощность турбокомпрессора позволяет засасывать и более серьезные посторонние предметы (даже гайки), что может привести к разрушению компрессорных лопастей и мгновенной поломке турбины. Именно по этой причине на спортивных автомобилях с турбонаддувом воздушные фильтры защищают металлической сеткой с мелкими ячейками.

    Ремонт турбодвигателя

    После ремонта турбодвигателя перед его запуском необходима обязательная проверка уровня и чистоты масла. Также нужно убедиться в циркуляции масла в системе под давлением, для чего при заглушенном двигателе прокручивают коленвал. Для проверки работы самого турбодвигателя, а также его системы смазки и турбинных подшипников двигателю нужно дать поработать на холостом ходу 5 – 10 минут.

    Если осуществлялся ремонт турбины, ей потребуется обкатка при скорости до 90 км/ч в течение 1 тыс. км пробега. При техническом обслуживании турбодвигателя необходимо всегда выполнять проверку клапанов рециркуляции выхлопных газов (EGR), а также производить очистку вентиляционной системы картера.

    Дизельный турбомотор

    Владельцам автомобилей с дизельным турбодвигателем следует более придирчиво относиться к качеству дизтоплива. Использование низкокачественного дизельного топлива гарантированно приведет к загрязнению топливной системы, потере мощности двигателя и к переходу турбодизеля в режим работы с восполнением оборотов, что существенно снизит его износостойкость.

    В принципе, турбомоторы имеют повышенную чувствительность к качеству любого топлива, как бензинового, так и дизельного. Однако качество дизельного топлива имеет большее значение, так как последствия использования плохого топлива намного серьезнее и потребуют больших затрат на восстановление системы. Поэтому рекомендуется покупать дизтопливо только на проверенных автозаправках. Если у Вас возникли сомнения в его качестве, а другого топлива нет, то лучше его отфильтровать.

    Минусы турбодвигателей

    Помимо очевидных достоинств, турбодвигатели имеют и свои минусы. И это не какие-то незначительные недостатки в виде мелкого брака или недоделок на производстве, а объективные факторы:

      повышенные требования к качеству масла и топлива (особенно дизельного);

  • более частая замена и контроль качества масла не только в двигателе, но и в турбине.
  • Специфика работы турбодвигателя требует более тщательного контроля за качеством масла. При этом существенно не только качество жидкости, но и короткие периоды между ее заменой, что, естественно, предполагает более частые закупки масла.

    В заключение

    Разумеется, любому автомобилю требуется правильный уход, однако машина с турбодвигателем требуют больше внимания и знаний особенностей эксплуатации. Если обладатель турбированного автомобиля будет соблюдать все правила и особенности эксплуатации турбомотора, то ресурс его турбины может составить 150 – 200 тыс. км. Однако это не относится к спортивным дрифт-карам, где турбины «сгорают» намного чаще из-за специфики их эксплуатации.

    Видео о том, чего нельзя делать на турбомоторах:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector