Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные датчики в двигателях современных автомобилей и какие функции они выполняют

Основные датчики в двигателях современных автомобилей и какие функции они выполняют

Современные автомобили — это высокотехнологичная техника, в которой работа многих основных узлов полностью управляется электроникой. Революцией в моторостроении стало появление инжекторной технологии подачи топлива, после чего количество различных датчиков в двигателе существенно увеличилось. Основной блок управления автомобилем анализирует данные с различных модулей в моторе, принимая решение по увеличению или уменьшению оборотов, консистенции смеси и ряду других параметров. В этой статье мы расскажем вам об основных датчиках, которые используются в двигателях современных автомобилей.

Используемые в двигателях датчики

Датчик кислорода располагается не в самом моторе, а в выпускной системе. При этом у многих современных автомобилей имеется даже два и более таких модулей, что объясняется не только необходимостью оценки состояния выхлопа, но и требованиями экологии. Первый датчик обычно устанавливается перед катализатором, а второй уже после такого фильтра, и в зависимости от рассчитанных показателей блок управления работой может вносить соответствующие корректировки в степень обогащения топливной смеси.

Датчик детонации определяет в камере сгорания уровень детонации, и при её определении снижает обороты или же сигнализирует автовладельцу о необходимости прочистки бака и выполнения других ремонтных работ. Появление такой детонации приводит к повышенной нагрузке на двигатель, возникать она может по причине использования не слишком качественного топлива, так и нарушения опережения зажигания.

Датчик положения распредвала определяет положение цилиндров в их верхней точке. Полученные данные позволяют блоку управления впрыском подавать топливно-воздушную смесь в тот или иной цилиндр и правильно включать зажигание. Наличие этого датчика позволяет несколько улучшить мощностные характеристики современных двигателей.

Датчик коленвала рассчитывает обороты и положение коленчатого вала двигателя. Важность этого электронного блока понимают практически все без исключения автовладельцы, так как выход из строя коленвала и его неправильное положение может привести к серьезным поломкам, вплоть до необходимости выполнения капитального ремонта двигателя. Данные о положении коленвала также используются системой впрыска или же для установки угла опережения зажигания.

Датчик дроссельной заслонки считывает положение дросселя. Расположение заслонки будет напрямую зависеть от интенсивности нажатия на педаль акселератора. Полученные данные используются для корректировки объема подачи топлива.

Датчик массового расхода топлива находится в системе подачи кислорода непосредственно за воздушным фильтром. Наличие такой электроники позволяет правильно готовить топливно-воздушную смесь, а в последующем основной блок управления может корректировать подачу топлива или правильно подбирать обороты мотора на холостом ходу.

Датчик давления масла определяет уровень и давление в системе, своевременно предупреждая автовладельца о наличии проблем и нехватке смазки. Необходимо помнить, что при наличии подобной сигнализации следует незамедлительно заглушить двигатель и на эвакуаторе доставлять автомобиль в сервис для ремонта.

Датчик скорости определяет частоту вращения вала, позволяя не только отображать текущую скорость на спидометре, но и передает информацию в блок управления, для совместной работы с другими системами двигателя.

Датчик абсолютного давления устанавливается во впускном коллекторе, позволяя при необходимости корректировать топливно-воздушную смесь, обедняя или обогащая её состав.

Подведём итоги

Двигатели современных автомобилей имеют различные датчики, которые позволяют обеспечить необходимую экологичность, хорошую мощность мотора и сокращают расход топлива. Данные с таких модулей используются основным блоком управления, а при появлении каких-либо неисправностей система выводит на приборной панели или экран мультимедиа соответствующие надписи.

Датчики в автомобиле: виды и предназначение

В конструкцию современного автотранспорта включены многочисленные механические, электромеханические и электронные компоненты. Оптимальная работа двигателя должна быть обеспечена независимо от внешних условий. При изменении работы подвески, двигателя и прочих узлов, автомобиль адаптируется по них. В целом, датчики играют роль следящих устройств, которые обеспечивают безопасность автомобиля.

Читать еще:  Двигатель бычок пропало давление

О некоторых из датчиков решили рассказать наши специалисты.

Климат контроль

Датчик «климат-контроль» обеспечивает контроль содержания диоксида углерода в пространстве салона. При увеличении содержания CO2, растет усталость и плохое самочувствие, а также другие недомогания, которые возникают у водителя и пассажиров. Датчик позволяет обеспечить необходимую вентиляцию салона. При участии прибора удается сократить энергетические затраты в процессе работы климатической установки путем использования вентилируемого воздуха, что снижает расход топлива. При этом качество кондиционирования не ухудшается.

Состояние дверей и багажника

Датчик состояния осуществляет контроль состояния багажника и дверей, отслеживая, насколько плотно те закрыты. Для этого используют концевые выключатели, которые втянуты при закрытых дверях, а цепь, соответственно, разомкнута. В процессе открывания двери шток устройства выдвигается, что замыкает контакты датчика. Длина штока выбирается таким образом, чтобы при неплотно закрытой двери контакт прибора был замкнут. Данные о состоянии модуля контроля дверей отражаются на приборной панели автотранспорта. Также датчик способен управлять подсветкой салона и багажника, в комплексе с реле. Постепенное уменьшение света производится за счет использования таймера или диммера.

Датчик грязи

Датчик наличия загрязнения способен определять степень загрязнения рассеивателя фар и лобового стекла. А так же наличие капель воды на лобовом стекле. По команде датчика происходит включение соответствующего прибора, который обеспечивает очистку. Прибор состоит из светодиода и фотодиода, находится внутри рассеивателя, в пределах поверхности, нуждающейся в очистке. Когда рассеиватель чист, луч, который испускается светодиодом, без труда проходит через него. Когда луч обнаруживает частицы грязи, то отражается и возвращается к приемнику света, с той интенсивностью, насколько велико загрязнение. При достижении определенного уровня загрязненности включается очищение фары.

Контроль и регулировка температуры охлаждающей жидкости?

Большое значение для работы двигателя имеет значение его температура. Для этой цели используется датчик температуры, который включает и выключает вентилятор охлаждения радиатора. Кроме того датчик используется для контроля температуры двигателя передовая значение на прибор. По своим характеристикам это термистор, имеющий сопротивление, обратно пропорциональное показанию температуры. Этот датчик весьма надежен и редко выходит из строя.

Что выбрать для замены неисправного датчика?

Автозапчасти в продаже представлены широким ассортиментом. Среди предложений производителей есть продукция разной категорий:

Дорогие и качественные приборы представляют бренды Behr/Hella, Wahler, Bosch, Lucas/TRW,VDO, Beru, NGK;

Бюджетная продукция – ERA, Hans Pries, AD, SWAG. Nipparts.

Какие датчики есть на автомобиле и какое у них назначение

Электронные системы управления автомобилем обязательно включают в себя датчики. Они отражают неэлектрические показания, трансформируя их в электрические. Сигнал (в виде тока, частоты, напряжения) преобразуется в числовой код и отправляется в управляющий блок. Именно он и запускает в действие все действующие механизмы. Датчики делятся на активные и пассивные. В активном электрический сигнал образуется посредством внутреннего преобразования энергии.

Пассивный же трансформирует поступающую энергию из вне. Датчики есть почти в каждой автомобильной системе. Так, например, в двигательной системе, с их помощью делают замеры температуры, давления воздуха, охлаждающей жидкости, масла. К большинству движущихся элементов автомобилей подключены скоростные датчики. Множество датчиков используют в действующей системе безопасности.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Используется для замеров температурных показателей жидкости, предназначенной для охлаждения двигателя. На основе показателей ЭБУ происходит корректировка частоты обращения коленчатого вала, состав воздушно-топливной смеси, угол опережения зажигания. Датчик почти не подвержен поломкам, однако иногда может показывать неточное значение. Есть проблема перетирания проводов в основании разъема. Данный клапан вмонтирован в крышку термостата.

Читать еще:  W210 с какими двигателями

Датчики первостепенного значения

Существуют первостепенные приборы по измерению уровня давления. К ним относят:

  • датчик давления, расположенный в части впускного тракта, создающий взаимосвязь частоты вращения вала и топливным потоком;
  • датчик измерения давления, оказываемого воздухом, находится в шинах и осуществляет контроль в заданном диапазоне, в целях безопасного движения, монтируется внутри самого колеса.

Датчики второстепенного значения

К устройствам второстепенного значения относят:

  • датчик масляного давления расчитывает показатель, исходя из степени мембранного прогиба (присутствует в автомобилях японского производства), встраивается в систему цилиндров;
  • датчик, определяющий уровень топливного давления, располагается в бензонасосе и в случаи низкого давления посылает команду подкачивающему насосу;
  • в системе антиблокировки встроен датчик измерения давления, оказываемого тормозной жидкостью;
  • в некоторых моделях авто под сиденья встроены сенсоры, показывающие массу пассажира.

Датчики управления силовым агрегатом

Существуют приборы, относящиеся к управлению двигателем. К ним относят датчики:

  • положения, скорости;
  • определения количества воздуха;
  • способствующие контролю давления;
  • определения температурных показателей;
  • предупреждающие о вероятности детонации и осуществляющие контроль за деятельностью системы двигателя и топлива.

Сюда же относится и воздушный датчик. В статье рассказано всего о нескольких возможных датчиках. Их число, качество определяется классом, к которому принадлежит автомобиль, и его цена. Чем дороже и технологичнее авто, тем большее количество датчиков в него встроено.

Датчики ВАЗ 2109

Девятка в народе успела наделать немало шуму, в 90-е на ней поездили «бандиты», а в 2000-ых колесила молодежь, но и в настоящее время этих машин хоть отбавляй. Изначально в 1993 году ВАЗ 2109 оснащалась карбюраторным двигателем, но прогресс не стоял на месте и в конце 90-х девятка получила инжекторный двигатель, который положительно сказался на ее технических характеристиках.

Как известно инжекторному двигателю для правильной и надежной работы необходимо большое количество датчиков и «мозг», который этим всем будет управлять. Датчиков на ВАЗ 2109 очень много и все они по своему взаимосвязаны.

В данной статье речь пойдет именно о датчиках системы инжектора на автомобиле ВАЗ 2109, а именно рассказывается об их назначении, расположении и признаках неисправности.

Электронный блок управления двигателем

Блок управления двигателем отвечает за работу практически всего автомобиля. В этой детали просчитываются сотни процессов, обрабатываются все показания с датчиков, установленных на автомобиле. Многие называют ЭБУ «компьютером» и с этим невозможно не согласиться. Блок получая показания с датчиков обрабатывает их и управляет двигателем, корректирую подачу топлива и воздуха в камеру сгорания.

Расположение

Расположен блок управления двигателем на ВАЗ 2109 под бардачком у ног переднего пассажира. Увидеть его можно заглянув под панель, блок закрыт специальной пластиковой крышкой.

Признаки неисправности:

Проблемы с работой датчика чаще всего связаны с повреждением микросхемы, например с выгоранием дорожки или повреждением одной из радиодеталей из-за которой может отказать один из цилиндров и т.п. Судить о поломке ЭБУ по признакам довольно сложно, так как они все похожи на поломку какого-либо из датчиков, поэтому определить неисправность блока можно только диагностикой, разборкой или подменой его на заведомо исправный.

Датчик скорости

С переходом девятки на инжектор измерение скорости автомобиля стало производиться не механически, с помощью специального датчика, который считывает показания с вращения шестерней КПП, передавая показания на ЭБУ. Блок же обрабатывает показания с датчика и посылает сигналы на спидометр.

Читать еще:  Renault что такое детонация двигателя

Расположение

Находится датчик скорости ВАЗ 2109 на корпусе КПП, увидеть его можно заглянув под термостат и рядом со щупом КПП можно обнаружить данный датчик.

Признаки неисправности:

  • Не работает спидометр;
  • Спидометр неправильно показывает скорость;
  • Не работает одометр;

Датчик детонации

Датчик детонации на девятке служит для улавливания детонаций в двигателе, которые возникают из-за некачественного топлива. Данные детонации могут вызвать серьезное повреждение мотора, если их вовремя не устранить, этим как раз и занимается датчик детонации. Он улавливает детонации, затем посылает сигнал на ЭБУ, а тот корректирует угол опережения зажигания, тем самым снижая детонацию в двигателе.

Расположение

Находится датчик детонации на блоке посередине, его можно увидеть между 2 и 3 цилиндром.

Признаки неисправности:

  • Стук пальцев;
  • Потеря динамики автомобиля;
  • Большой расход топлива;

Датчик расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, наверное, самый знаменитый и самый узнаваемый датчик из всех датчиков в автомобиле. Его назначение – это подсчет воздуха поступившего в двигатель. Подсчет воздуха необходим для составления топливовоздушной смеси в правильных пропорциях.

Расположение

Находится ДМРВ ВАЗ 2109 на впускной гофре между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Машина плохо тянет;
  • Двигатель самопроизвольно глохнет;

Датчик положения дроссельной заслонки

Данный датчик необходим для определения угла открытия заслонки в дросселе. Данные показания необходимы для правильного определения подачи воздуха в двигатель. ДПДЗ работает в паре с РХХ и ДМРВ. Так как датчик выполнен по реостатному типу, то есть меняет свое сопротивление с каждым открытием дросселя, он довольно часто выходит из строя.

Расположение

Находится ДПДЗ на дроссельной заслонке ВАЗ 2109.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты от 500 до 2500 об/мин;
  • Плохо запускается мотор;
  • Нет холостого хода;

Регулятор холостого хода

Датчик холостого хода представляет собой моторчик постоянного тока, на валу которого есть «шляпка» играющая роль клапана. Этот клапан, перекрывает канал в дроссельной заслонке, тем самым открывая или закрывая подачу воздуха на ХХ. РХХ работает только на холостом ходу в работе на повышенных оборотах, когда заслонка дросселя открыта он не участвует.

Расположение

Находится регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на дроссельной заслонке с обратной стороны.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Двигатель глохнет на ХХ;

Датчик положения коленчатого вала

Датчик коленвала (ДПКВ) один из главных датчиков в системе автомобиля, при его поломке двигатель даже не запустится. Он считывает показания с положения коленвала, а именно определяет верхнюю мертвую точку поршня. Это необходимо, чтобы ЭБУ понимал, когда посылать сигнал о подаче искры в камеру сгорания определенного цилиндра.

Расположение

Находится ДПКВ на ВАЗ 2109 вблизи шкива привода генератора, обнаружить датчик можно заглянув за маслянный фильтр, рядом с ним находится датчик коленчатого вала.

Признаки неисправности:

  • Двигатель не запускается;
  • Отсутствует искра;
  • Заливает свечи зажигания;
  • Троит мотор;

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Для измерения температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ 2109 применяется специальный датчик, который служит для определения температуры жидкости и корректировки топливной смеси. Датчик меняет свое сопротивление в зависимости от температуры жидкости и передает показания на ЭБУ, а блок подает сигналы на форсунки для подачи необходимого количества топлива для прогрева автомобиля.

Расположение

Находится ДТОЖ на ВАЗ 2109 в корпусе термостата, найти его можно сняв бокс воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Двигатель плохо запускается;
  • Не запускается мотор на горячую;
  • Повышенный расход топлива;

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector