Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картер двигателя: распространенные неисправности

Картер двигателя: распространенные неисправности

Картер двигателя является наибольшей полой частью автомобиля. Он соединяется с блоком цилиндров через специальную прорезиненную прокладку, предотвращающую утечку масла. Объем картера двигателя зависит от мощности двигателя и типа транспортного средства, на котором он используется.

Назначение картера двигателя и его устройство

Картер предназначен для установки коленчатого вала и сопутствующих деталей двигателя. Его нижняя часть выполнена в виде поддона, изготовленного штамповкой из листовой стали. Так как картер подвергается механическим нагрузкам в нем применяются специальные поперечные ребра жесткости. В них присутствуют посадочные места для опорных подшипников коленвала и распредвала.

На поддон, крепление которого к картеру выполнено на болтах, возложено несколько функций:

  • защита кривошипно-шатунного механизма от загрязнений;
  • резервуар для сбора масла, которое не используется в данный момент;
  • осаждение мелких абразивных элементов, преимущественно металлического происхождения.

В картере двигателя имеются выходы для коленвала. Для предотвращения протекания масла используются резиновые либо войлочные сальники. Для большей герметизации системы в картере применяются канавки специальной конфигурации.

Для слива масла с картера используется специальное отверстие. Оно закрывается пробкой с резьбой. При холодном климате возможно вворачивание пробки с встроенным ТЭНом, предназначенным для предпускового прогрева масла двигателя.

Разжижение масла бензином

Проверяя уровень масла в картере двигателя, автовладелец может заметить изменение консистенции, цвета или появление постороннего запаха. Устройство четырехтактного двигателя не предусматривает смешивание масла с чем-либо, поэтому бензин или вода в картере являются серьезными неисправностями, требующими неотложного ремонта. Попадание топлива в масляный картер двигателя ведет к повышенному износу всех трущихся элементов, что ускоряет необходимость проведения капитального ремонта силовой установки.

Для диагностики наличия бензина в картер рекомендуется:

  • Присмотреться к выхлопу. Если он стал серого цвета и имеет запах бензина, то не сгоревшее топливо из цилиндра попадает в емкость с маслом;
  • Прислушаться к работе двигателя на различных оборотах. Троение, нестабильная работа и наличие посторонних стуков сигнализируют о возможности попадания бензина в картер;
  • Уровень масла повышен, так как оно не вмещается в отведенной ему ёмкости;
  • Смазка визуально разжижена из-за наличия в ней топлива;
  • Легкое воспламенение капли моторного масла при поднесении открытого огня.

При наличии достаточного количества времени можно проверить бензин в картере следующим образом:

  1. Взять чистый лист бумаги;
  2. При помощи щупа сделать небольшую каплю;
  3. Просушить лист в течении нескольких часов;
  4. Ровный контур будет свидетельствовать о хорошем состоянии смазки.

Методом «масляного пятна» можно выявить не только топливо, но и воду, антифриз и прочие примеси, на которые не рассчитано устройство двигателя.

Особенности картеров двухтактных и дизельных двигателей

Устройство двухтактного двигателя предполагает использование картера в качестве части топливной системы. В нем готовится смесь, предназначенная для воспламенения в цилиндре. Особенностью является отсутствие независимых контуров бензина и масла, поэтому все трущиеся поверхности смазываются бензо-масляной смесью, что сказывается на их ресурсе в худшую сторону.

Картер дизельного двигателя работает в более сложных условиях, так как рабочее давление для воспламенение топливной смеси больше, чем давление, создаваемое в бензиновом двигателе. Работа на разжиженном масле способна в более краткие сроки вывести из строя дизель, так как для создания высокой компрессии требуется более плотное прилегание поверхностей.

Вне зависимости от того, какое устройство двигателя и какая причина вызывает наличие примесей в картере, устранение неисправностей должно быть максимально быстрым. Проехав несколько десятков километров на разжиженном масле автовладелец может настолько повредить двигатель, что без капитального ремонта выйти из ситуации не получится.

Маневровые локомотивы

Картер и блок цилиндров

Картер дизеля КбЭЗКЮРч (рис. 68) имеет сварную конструкцию и служит основанием для коленчатого вала, блока цилиндров, тягового генератора, корпусов привода насосов и привода распределительного вала. На нем установлены также пластинчатый фильтр очистки масла, топливоподогреватель, маслопрокачивающий насос и другие вспомогательные узлы. Средняя часть картера корытообразной формы сварена из продольных боковых 21, нижнего 31 и обвязочного верхнего 10 листов и семи поперечных перегородок 1/. По обеим сторонам вдоль средней корытообразной части картера приварены верхние и нижние горизон-

Рис. 68. Картер дизеля КбЗЗЮШ* тепловоза ЧМЭЗ:

1 — подвес втулочный; 2 -прокладка предохранительная; 3 — челюсть; 4, 7-вкладыши нижний и верхний опорно-упорного подшипника; 5 — крышка опорно-упорного подшипника; 6, 25, 32 — штифты; в -шпилька анкерная; 9 — крышка опорного подшипника; 10 — лист верхний обвязочный; 11 — перегородка поперечная; 12, 13 — вкладыши нижний и верхний опорного подшипника; 14 — отверстия для стока масла; 15 — фланец для подсоединения всасывающей трубы; 16 — фильтр сетчатый; 17 — бак масляный; 1* — магинт фильтра; 19 — прокладка резиновая; 20 — болт крепления тягового генератора; 21 — лист боковой; 22 — фланец; 23 — гайка; 24 — винт иажимиой; 26 — шпилька сшивиая; 27 — кронштейн крепления маслопрокачивающего насоса; 28 — маслоизмеритель; 29 — кронштейн установки пластинчатых фильтров; 30 — фланец крепления корпуса приводов насосов;

Читать еще:  Volkswagen tiguan троит двигатель

31 — лист нижний; А — канал тальные и боковые вертикальные листы, соединенные между собой внутренними перегородками. Эти листы и перегородки образуют жесткую конструкцию коробчатого сечения.

Коренной подшипник коленчатого вала дизеля состоит из постели в утолщенной отливке поперечной перегородки 1/, крышки 5 (9) и двух установленных в ней вкладышей — нижнего 4 (12) и верхнего 7 (13). Шесть коренных подшипников коленчатого вала являются опорными, а седьмой — опорно-упорным. Вкладыши коренных подшипников представляют собой стальные полуцилиндры толщиной 9,9 мм с бронзовой заливкой, на внутреннюю поверхность которой гальваническим путем нанесен слой чистого свинца толщиной 0,02 мм, а затем олова толщиной 0,002 мм.

Крышка 5 и 9 коренных подшипников устанавливают на свои места в картере двумя нажимными винтами 24 с гайками 23, которые, упираясь сферическими поверхностями в бонки вертикальной перегородки блока цилиндров, прижимают крышку к опоре картера.

Картер дизеля бЭЗЮОК тепловоза ЧМЭ2 по своим основным элементам конструктивно выполнен аналогично картеру дизеля КбЭЗЮОК. Он отличается исполнением отдельных элементов по установке дизеля на раме, постановке тягового генератора и монтажу вспомогательного оборудования дизеля, характерных для тепловоза ЧМЭ2.

Блок цилиндров (рис. 69) дизелей КбЭЗЮОК и 6831001? сварен из верхней горизонтальной плиты 2, нижнего обвязочного листа 14, стальных литых поясов 8, поперечных вертикальных перегородок 4, переднего 10, заднего 15 и наклоненных боковых 9 листов. В гнезда, образованные вертикальными перегородками 4, установлены втулки 7 цилиндров, образующие совместно со стенками блока полости для охлаждающей воды (водяные рубашки). Между опорным буртом втулки и упорным буртом на верхней горизонтальной плите установлено уплотнительное кольцо 5 из листовой отожженной меди или алюминия. Нижняя часть втулки уплотнена тремя резиновыми кольцами 3, прилегающими к цилиндрической поверхности литого пояса 8.

Рис. 69. Блок цилиндров: 1 — шпилька; 2-плнта верхняя; 3- кольцо резиновое, 4- перегородка поперечная; 5 — кольцо* уплотнения; 6 — коробка распределительного вала; 7 — втулка цилиндра, «-пояс литой; 9 — листы боковые; 10- лист передний; 1/, 13 — отверстия водоперепускные; 12 — люки; 14 — лист нижний обвязочный; 15 — лист задний

Вода поступает в водяную полость блока из напорного коллектора через фланцевые отверстия 13 в наклонном листе и проходит в крышку цилиндров через отверстия И. Водяной коллектор соединен с отверстием 13 на дизелях K6S310DR через патрубки, а на дизелях 6S310DR — непосредственно фланцами. Внутри нижней части вдоль левой боковой стенки над люками закреплен масляный коллектор.

Каждую цилиндровую крышку крепят на верхней горизонтальной плите пять шпилек 1 из легированной стали. Передняя стенка блока имеет обработанные фланцы и площадки, к которым прикреплены корпус привода насосов, объединенный регулятор, его пластинчатый фильтр и фильтры тонкой очистки топлива. К фланцам задней стенки прикреплен разъемный корпус уплотнения коленчатого вала и привода распределительного вала. На дизеле K6S310DR на кронштейн, прикрепленный к задней стенке, установлен турбокомпрессор. Втулку 7 цилиндра отливают центробежным способом из высокопрочного модифицированного чугуна. Внутренняя поверхность (зеркало цилиндра) втулки отхонингована.

Картер трансмиссии: прочная основа и защита самых важных агрегатов

В любом современном автомобиле можно насчитать несколько картеров, причем большая их часть входит в состав агрегатов трансмиссии. О том, что такое картер трансмиссии и какие картеры сегодня используются в трансмиссиях автомобилей, а также об общих вопросах их обслуживания и ремонта читайте в данной статье.

Назначение и функции картера

Посмотрите на старинную паровую машину — в ней все находится на виду, каждая деталь открыта взору и ни о каких картерах или иных корпусных деталях даже и речи не идет. То же самое вы увидите и в трансмиссиях, которые использовались на заводах для привода машин — каждая шестерня, каждый вал доступен для обзора, и имеет номинальную защиту от внешнего проникновения. Хотя ничего удивительного здесь нет — такое решение облегчало визуальный осмотр, а вопрос смазки решался с помощью масленок и маслопроводов.

Все изменилось в конце XIX – начале XX века с зарождением двигателей внутреннего сгорания и появлением автомобилей. Оказалось, что смазывать бензиновый или дизельный двигатель масленками, как паровую машину, нельзя, здесь система смазки должна быть совершенно иной. А если на машину поставить открытую трансмиссию, то в пыли и грязи, в условиях высоких вибрационных нагрузок и неравномерности температурного режима она долго не прослужит.

Поэтому конструкторы довольно быстро пришли к такому решению, как заключение деталей ДВС и трансмиссии в картер — корпус (или герметичный кожух), который выполняет защитные функции и играет важнейшую роль в смазке агрегатов. Если верить одной из версий, то идею картера в 1889 году предложил английский инженер Дж. Харрисон Картер, причем именно для трансмиссии, правда — для цепной передачи велосипеда. Эту идею быстро переняли инженеры автомобилей и различных промышленных агрегатов, и сегодня представить мотор или трансмиссию авто без картера уже просто невозможно.

Читать еще:  Электрическая схема двигателя 1jz

Здесь мы оставим в стороне моторы и подробно посмотрим на картер агрегатов и узлов трансмиссии.

Итак, какие задачи решает картер трансмиссии? Их несколько:

  • Картер выступает в качестве основного несущего элемента для деталей трансмиссии;
  • Картер обеспечивает защиту деталей трансмиссии от внешних воздействий (грязи, воды, пыли, попадания посторонних предметов, случайного или намеренного вмешательства), а также решает и обратную задачу — защищает расположенные рядом детали и человека от вращающихся валов и шестерен;
  • Каналы и полости в картере обеспечивают хранение и подачу смазочного материала к трущимся деталям;
  • С помощью картера агрегат монтируется к раме, кузову или другим деталям автомобиля.

Таким образом, картер — это корпусная деталь, которая обеспечивает защиту и играет ключевую роль в нормальной работе агрегатов трансмиссии. Так что сегодня говорить о картере, как просто о кожухе, уже нельзя — это полноценная и очень важная деталь агрегатов трансмиссии автомобиля и любого другого транспортного средства.

Интересно отметить, что зачастую простые автомобилисты не совсем верно используют понятие «картер». Например, нередко картером называется только нижняя съемная деталь двигателя, коробки передач или моста, в которой находится запас масла. В действительности это лишь часть картера, которая называется масляным поддоном. А картер, особенно картер трансмиссии — это полностью корпус агрегата со всеми его съемными деталями, лючками и крышками. С картером ДВС ситуация несколько иная, но здесь мы рассматриваем только трансмиссию.

Картеры в трансмиссии

Можно выделить четыре типа картеров, используемых в трансмиссии современного автомобиля:

  • Картер коробки передач;
  • Картер сцепления;
  • Картер ведущего моста;
  • Картер раздаточной коробки.

Каждый из указанных типов картеров имеет свои функции и конструктивные особенности.

Картер коробки передач и раздаточной коробки. Это корпус коробки переключения передач и раздаточной коробки (в автомобилях с полным приводом), который также обеспечивает смазку деталей. Сегодня наиболее распространены цельнолитые картеры из чугуна или алюминиевых сплавов, причем они делятся на два типа:

  • С крышкой в верхней части картера;
  • С крышкой в противоположном от сцепления торце картера.

Крышка в верхней части характерна для старых коробок передач грузовых и легковых автомобилей (ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга», «Москвич», автомобили КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ, «Урал», КрАЗ и т.д.), а крышка в торце — для современных КПП. Такие коробки (исключительно механические) и сейчас используются на большинстве отечественных и зарубежных грузовиках. Однако следует отметить, что в ряде грузовиков картер коробки составной — в его состав входят отдельные картеры сцепления, делителя и собственно коробки.

Картеры автоматических коробок передач имеют свои особенности. В частности, нередко картер АКПП объединен с картером гидротрансформатора, а также в нем предусмотрен масляный поддон. Наличие поддона обусловлено конструктивными особенностями «автоматов» — поддон открывает доступ к гидроблоку (блоку управления, клапанной сборке), который обычно установлен в нижней части коробки.

Картер сцепления. Это единственный «сухой» картер трансмиссии — при нормальной работе в нем не должно быть масла и посторонних жидкостей. Картер сцепления, как понятно из названия, служит корпусом для деталей сцепления, он располагается между двигателем и коробкой передач. В данном картере могут быть предусмотрены крышки для визуального осмотра и регулировки сцепления, однако такое решение используется не всегда.

В автомобилях с АКПП на месте картера сцепления расположен картер гидротрансформатора.

Картер ведущего моста. Это корпус главной передачи, межколесного и межосевого (в трехосных грузовиках) дифференциалов, колесных передач и колесных редукторов (если они есть). Сегодня существует два основных типа картеров мостов:

  • Разрезной (разъемный) картер — такой картер состоит из двух литых половин, соединенных в вертикальной плоскости (линия разъема может проходить по центру или немного в стороне), он характерен для старых автомобилей, хотя все еще находит на автомобилях УАЗ и многих отечественных среднетоннажных грузовиках;
  • Неразъемный картер — в таком картере корпус выполнен неразъемным, а с одной или с двух сторон (спереди или сзади, либо только снизу) закрывается штампованными крышками, он характерен для современных легковых и грузовых автомобилей.

При этом возможны различные варианты картеров. Например, чулки (балки моста) могут быть как отдельными элементами, которые запрессовываются в сам картер, либо выполненными заодно с корпусом картера (такой тип карьера за характерную форму называют «банджо»).

Разъемные картеры и картеры с отдельными чулками обычно изготавливаются методом литья, а неразъемные картеры, объединенные с балками, штампуются из листового металла. Штампованные мосты обладают высокой прочностью и жесткостью, поэтому они чаще всего используются в грузовых автомобилях.

Важно отметить, что в мостах с отдельными колесными редукторами (у УАЗов, многих грузовых автомобилей и авто повышенной проходимости) картер моста фактически состоит из трех отдельных картеров — центрального картера главной передачи (и дифференциала) и двух картеров колесных редукторов.

Все картеры трансмиссии (за исключением картера сцепления) имеют ряд общих элементов:

  • Заливная горловина с пробкой (нередко пробка снабжена мерным щупом) — служит для заливки трансмиссионного масла при обслуживании;
  • Сливная пробка (обычно имеет встроенный магнит для сбора металлической стружки) — необходима для слива отработанного трансмиссионного масла);
  • Сапун — необходим для выравнивания давления в картере и атмосфере при нагреве агрегата, он предотвращает выдавливание масла через разъемные соединения кратера при чрезмерном росте давления.
Читать еще:  Что сделать когда троит двигатель

В картере коробки передач также предусмотрены места для соединения с рычагом переключения передач и установку различных датчиков (в том числе датчика спидометра). И, конечно же, в каждом картере предусмотрены отверстия под вывод валов и установки уплотнительных элементов.

Обслуживание, ремонт и замена картеров

Картеры агрегатов трансмиссии — это металлические отливки или штампованные детали, поэтому они нуждаются в минимальном обслуживании. Обычно при ТО выполняются следующие мероприятия:

  • Осмотр соединений картера на предмет утечек масла (рекомендуется проводить ежедневно, однако утечку масла легко обнаружить по масляным пятнам под автомобилем при длительной стоянке);
  • Визуальный осмотр картера на предмет трещин, деформаций, проломов и других повреждений;
  • Прочистка (промывка) сапунов (выполняется каждые 4000-15000 км пробега в зависимости от модели авто и условий эксплуатации);
  • При сливе отработанного масла — очистка сливной пробки от грязи (удаление металлической стружки).

В случае разборки картера при последующей сборке необходимо обеспечивать требуемую по инструкции степень затяжки болтовых соединений, в ряде случаев необходимо обязательно устанавливать новые прокладки. Также следует всегда следить за надежностью монтажа картера к несущим элементам автомобиля.

В целом, любой картер агрегатов и механизмов трансмиссии нуждается в минимальном обслуживании, эта деталь отличается надежностью и долговечностью, поэтому крайне редко доставляет проблемы автовладельцу.

Картер (техника)

  • Не следует путать с термином Карцер

Ка́ртер (от фамилии английского инженера Картера (англ. John Harrison Carter (1816—1896) ), впервые предложившего кожух для защиты и смазки цепи велосипеда Sunbeam [en] в 1889 году [1] ) — основная корпусная деталь машин или механизмов (двигателя, редуктора, например коробки передач), коробчатого строения, предназначенная для опоры рабочих деталей, их защиты и размещения запаса смазочного масла. Нижняя часть картера автомобильного двигателя — поддон — также используется как резервуар для моторного масла.

Картер двигателя внутреннего сгорания [ | ]

Картер является основной корпусной деталью двигателя. Изолированное внутреннее пространство картера образует самую большую полость в двигателе, содержащую коленчатый вал. Верхняя часть картера содержит блок цилиндров.

В небольших двигателях, как бензиновых, так и дизельных, картер играет роль корпуса, объединяющего двигатель в единое целое, и представляет собой одну литую деталь — блок-картер. Часто в таком картере заодно отливаются и гильзы цилиндров.

Но уже в среднем двигателе отливка картера требуемых размеров как единой детали оказывается технически проблематичной задачей, в крупных двигателях — практически неразрешимой. Поэтому в таких двигателях основной несущий элемент — рама двигателя, а картер, как правило, представляет собой набор сварных или литых стоек, соединённых либо анкерными связями, либо болтами, а иногда — сваркой. Помимо рамовых подшипников в полости картера размещаются направляющие крейцкопфов.

В лёгком карбюраторном двухтактном двигателе картер не только является корпусом, но при наличии кривошипно-камерной продувки служит важнейшим элементом газораспределения. В картер подаётся горючая смесь, из него она под давлением, создаваемым движущимся вниз поршнем, подаётся через перепускные каналы в цилиндры. Поэтому лёгкий многоцилиндровый двухтактный двигатель имеет разделение полости картера на герметичные подцилиндровые секции («Wartburg», «Trabant», DKW), каждая из них связана индивидуальными продувочными каналами со своим цилиндром. Смазка двигателя в этом случае осуществляется за счёт специального масла, добавляемого в топливо (так называемая «двухтактная смесь»).

При увеличении габаритов двигателя ёмкость полости картера может исчисляться кубометрами. Поэтому уже в средних (двухтактные Д100, 14Д40, четырёхтактные М-756, семейства Д-49, В-2), а тем более в тяжёлых двигателях («Зульцер», ДКРН, «Бурмейстер и Вайн») используется циркуляционная система смазки с сухим картером, имеющая отдельный резервуар для масла (средние и тяжёлые двухтактные двигатели с прямоточной продувкой «Зульцер» и др.)

Данная схема получила распространение и в поршневой авиации. Моторное масло из поддона отсасывалось масляным насосом в масляный бак, который мог находиться в удобном месте и иметь очень большой объём (сотни литров, расход масла в дальних многочасовых перелётах мог быть очень велик, а также самолёты могли участвовать в воздушных боях, подвергаться обстрелу зенитных орудий, при этом получать пробоины в маслопроводах). Удалённый от двигателя маслобак не увеличивал габаритные размеры мотогондолы. Для подачи масла в двигатель служил второй масляный насос.

Ряд мотоциклетных двигателей также имеет систему смазки с «сухим картером», масляный бак может быть встроен в трубчатую раму. Данная схема применяется когда объёмный масляный поддон установить на двигатель затруднительно или когда мотоцикл эксплуатируется в сложных дорожных условиях, например, эндуро. Если мотоцикл оказывается «лежащим на боку», двигатель не испытывает «масляного голодания».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector